Здесь Fкр – критическое значение распределения Фишера (приложение Е),
вычисленное при уровне значимости и числах степеней
свободы k1 = nx–1 и k2 = ny–1. Если указанное неравенство
выполняется, мы склоняемся в пользу гипотезы
Н1: > , в
противном случае, у нас нет основания отвергнуть нулевую гипотезу Н0: = .
В данном случае . Из приложения Е при α = 0,05, k1 = 9 и k2 = 8 находим Fкр = 3,39. Так как 2,06 < 3,39, то мы не можем отвергнуть нулевую гипотезу и считаем равными генеральные дисперсии и . Это означает, что усовершенствование обработки деталей, в данном случае, не является эффективным.
При сравнении двух математических ожиданий ax и aу выдвигают нулевую гипотезу Н0 : ax = aу, при конкурирующей гипотезе Н1 : ax ≠ aу. Методика проверки альтернативной гипотезы Н1 зависит от соотношения генеральных дисперсий и .
Ранее при сравнении двух дисперсий и нами было установлено, что = = . В этом случае оценкой дисперсии σ2 является средневзвешенная выборочная дисперсия
.
Если заранее известно, что большему выборочному среднему (), не может соответствовать меньшее математическое ожидание (aу ≥ ax), то альтернативная гипотеза принимает вид Н1 : aу > ax. В этом случае для проверки альтернативной гипотезы Н1 используется односторонний критерий Стьюдента
.
Здесь tкр – критическое значение распределения Стьюдента (приложение Г),
вычисленное при уровне значимости α и числе степеней свободы k = nx+ny–2. Если
указанное неравенство
выполняется, то гипотеза Н1 : aу
> ax верна, в
противном случае мы признаем справедливость нулевой гипотезы Н0 : ax = aу.
В данном случае =42,33–40,60=1,73. Из приложения Г при α = 0,05 и k = 17 находим tкр = 2,11, тогда
.
Так как 1,60 < 1,73, то мы склоняемся в пользу альтернативной гипотезы Н1 : aу > ax. Следовательно, расхождение между выборочными средними и неслучайно, при 5% уровне значимости оно является существенным и приводит к значимому повышению производительности труда после усовершенствования обработки деталей.
Отметим, что если при сравнении двух дисперсий и было установлено, что > (), то для проверки гипотезы Н1 : aу > ax следует использовать односторонний критерий Стьюдента вида
,
где ; ; t1 и t2 – квантили распределения Стьюдента (приложение Г), вычисленные при уровне значимости α и числах степеней свободы k1 = nx–1 и k2 = ny–1 соответственно.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
Двусторонние квантили распределения Стьюдента :
, .
ka |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
0,01 |
0,002 |
0,001 |
1 |
1,00 |
3,078 |
6,314 |
12,706 |
31,821 |
63,657 |
318,3 |
636,619 |
2 |
0,816 |
1,886 |
2,920 |
4,303 |
6,965 |
9,925 |
22,33 |
31,598 |
3 |
0,765 |
1,638 |
2,353 |
3,182 |
4,541 |
5,841 |
10,210 |
12,941 |
4 |
0,741 |
1,533 |
2,132 |
2,776 |
3,747 |
4,604 |
1,173 |
8,610 |
5 |
0,727 |
1,476 |
2,015 |
2,571 |
3,365 |
4,032 |
5,893 |
6,869 |
6 |
0,718 |
1,440 |
1,943 |
2,447 |
3,143 |
3,707 |
5,208 |
5,959 |
7 |
0,711 |
1,415 |
1,895 |
2,365 |
2,998 |
3,499 |
4,785 |
5,408 |
8 |
0,706 |
1,397 |
1,860 |
2,306 |
2,896 |
3,355 |
4,501 |
5,041 |
9 |
0,703 |
1,383 |
1,833 |
2,262 |
2,821 |
3,250 |
4,297 |
4,781 |
10 |
0,700 |
1,372 |
1,812 |
2,228 |
2,764 |
3,169 |
4,144 |
4,587 |
11 |
0,697 |
1,363 |
1,796 |
2,201 |
2,718 |
3,106 |
4,025 |
4,437 |
12 |
0,695 |
1,356 |
1,782 |
2,179 |
2,681 |
3,055 |
3,93 |
4,318 |
13 |
0,694 |
1,350 |
1,771 |
2,160 |
2,650 |
3,012 |
3,852 |
4,221 |
14 |
0,692 |
1,345 |
1,761 |
2,145 |
2,624 |
2,977 |
3,787 |
4,140 |
15 |
0,691 |
1,341 |
1,753 |
2,131 |
2,602 |
2,947 |
3,733 |
4,073 |
16 |
0,690 |
1,337 |
1,746 |
2,120 |
2,583 |
2,921 |
3,686 |
4,015 |
17 |
0,689 |
1,333 |
1,740 |
2,110 |
2,567 |
2,898 |
3,646 |
3,965 |
18 |
0,688 |
1,330 |
1,734 |
2,101 |
2,552 |
2,878 |
3,610 |
3,922 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.