Институты брачно-семейного права в «Законах Ману» и «Артхашастре» Каутильи

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

10. Институты брачно-семейного права в «Законах Ману» и «Артхашастре» Каутильи

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Регулировались преимущественно нормами обычного права и религиозными нормами.

В ЗМ упоминают 8 форм брака:

v  Поощраемые брахманами

Ø  Брахма (вручение отцом дочери с приданным);

Ø  Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда);

Ø  Арша (выдача дочери после выкупа от жениха);

Ø  Праджапатья (после слов «Исполняйте вместе дхарму»).

v  «Дурные»

Ø  Асура (покупка невесты);

Ø  Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей);

Ø  Ракшаса (похищение невесты);

Ø  Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.  

Брачный возраст – ж - 12 лет, м – 16 лет. Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурного нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. ЗМ запрещали разводы, даже для вдов повторные браки запрещались, а для мужчины допускались.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимостью от мужчины. Замужняя женщина не имела имущественных прав: ее приданное переходило в полное распоряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги.

Глава семьи (мужчина) отвечал за правонарушения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об общности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась  дополнительная доля. Из числа наследников исключались женщины, изгои, слабоумные и калеки, дочери получали приданое.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на тесты, билеты, контрольные
Размер файла:
26 Kb
Скачали:
47