Данная методика предназначена для использования у детей 4-9 лет и позволяет диагностировать внутрисемейные конфликты и отношения, выявить ключевые переживания и восприятие ребенком своего места в семье.
Для теста
необходимо: Спокойное тихое помещение, благоприятная обстановка,
предварительная беседа с ребенком, установление доверительного контакта,
понятное объяснение задания. Ребенку выдаются листы картона формата А4 (21х29
см), расположение - горизонтальное, шесть цветных карандашей, резинка для
стирания, дается неограниченное время.
Ниже приводится конспект лекций в качестве ориентира в интерпретации
результатов.
Задание №1.
"Дом из четырех комнат". Ребенку предлагается поместить по одному
члену семьи, включая себя в квадрат во всю страницу, поделенный на четыре
части.
Анализ: кто на каком этаже? кто ближе к ребенку (эмоционально близкий человек)?
кто дальше?
Задание №2.
"Кинетический рисунок семьи" (КРС) - Нарисуй свою семью, когда
каждый человек что-нибудь делает.
Анализ: 1. Индивидуальные характеристики каждого члена семьи по КРС.
2. Действия членов семьи с точки зрения "энергии" или "поля
напряжения". Огонь может символизировать злобу, агрессию; игра в мяч -
соревнование, зависть; бездействие фигур; взаимодействие (общее дело); помощь и
препятствия.
3. Стиль, эмоциональные взаимоотношения: отделение фигур друг от друга линиями,
прогибом листа; фигуры располагаются по краям бумаги.
4. Символы: трактуются согласно психоанализу, нефиксированный смысл.
Задание №3.
Статический рисунок семьи
Общая интерпретация:
1. Возраст, состав членов семьи, их возраста
2. Поведение ребенка в семье, детском саду, школе
Негативные переживания, связанные с семьей в 7-8 лет могут
выражаться отказом рисовать всех или отдельных людей или рисовать неродственных
людей.
1) Структура рисунка
1. 85% детей из благополучных семей рисуют полную семьи.
2. Отсутствие человека:
- травма, покинутость, аутизм, тревожность, плохой контакт с психологом (?)
- "забыл" - менее эмоционально привлекателен
- не нарисовал братьев и сестер - монополия на родительское внимание
3. Не нарисовал "Я" или нарисовал только "Я"
- нет чувства общности, истероидность? эгоцентризм?
- отвержение и неприятие другими?
4. Человек в виде символа
- обесценивание, символическая агрессия
5. Нет эмоционально красочного фона и уменьшение "Я"
- аутизм?
6. Увеличение числа членов семьи:
- потребность в брате/сестре, в заботе и внимании, защите кого-нибудь (рисует
собачку/кошечку)...
- неинтегрированность семьи
- эмоциональный дефицит (депривация)
- символическая "месть" родителям
7. Расположение в пространстве
- вместе, взявшись за руки = психологическое благополучие, интеграция семьи
- разобщение = нарушение эмоциональных связей
- соединены по внешней причине (напр., в лодке) = необходимость внешних влияний
для цельности
- все вместе, один вдали = негативное отношение, угроза от него, малая
значимость
- отделение членов семьи предметами = слабость межличностных связей
8. Эмоциональное отношение к рисунку ("Я-образ");
чем больше, тем любимее:
- количество деталей тела (все ли есть?)
- декоративность, насыщенность
- количество использованных цветов.
- Недостаток части тела = агрессия?
9. Сравнение величины людей и их частей тела (рост и пропорции в жизни?)
- увеличение роста = авторитарность, сила
- увеличение роста "Я" = эгоцентризм, доминантность, значимость в
семье, максимум родительского внимания
- уменьшение роста "Я" = ненужность, требует опеки, плаксивый,
"беспомощный"
Абсолютная величина фигуры: во весь лист - сангвиники; мелкие фигурки =
тревожность.
Руки (физический контроль, работа с миром)
- свои не нарисованы = бессилие
- свои руки вверх (+ объекты в руках) = агрессия, желание власти
- руки других не нарисованы = ограничение их активности
- у отца длинные, заштрихованные руки = контролирующий, пунитивный
Голова ("Я", ум, лицо)
- нет глаз, рта = аутизм?, дефицит общения
- нет лица, головы = вражда к этому человеку
- огромные глаза = всевидение, пристальный взор
- у девочек большая ценность лица = половая идентификация женская
- у мальчиков - физическая красота, компенсация физических недостатков, женские
признаки?
Зубы = оральная агрессия
Форма тела: округлая у сына и отца = хорошие эмоциональные контакты,...
10. Передний план рисунка:
- родители = доминантность
- вместе? - как супруги?
- их относительный рост (влияние на ребенка, значимость)
Семья нарисована на линии основания листа = неудовлетворенность.
2) Анализ процесса рисования:
1. Последовательность:
- в норме рисуют от наиболее значимого к наименее значимому (38% рисуют сначала
мать, 35% - "Я", 17% - отца; 8% - брата, сестру). Каков порядок
рисования? Разукрашивание фигур?
Если сначала рисует второстепенные детали (комнату, солнце) = защитная реакция,
негативный образ семьи?
2. Возврат к рисованию = значимость для ребенка
3. Паузы более 15 сек. = внутренние конфликтные переживания, сомнения
4. Стирание = если нарисованное заново лучше - то конфликта нет.
5. Вычеркивание
6. Эмоциональные реакции и спонтанные комментарии - наиболее эмоционально
"заряженные" места рисунка
7. Нажим карандаша, мощные линии = сила, мощность
8. Скорость рисования, схематичность, неаккуратность, однотипность родителей =
напряженность отношений.
3) Самоосмысление рисунка
1). Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из них самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
2). Шесть ситуаций (3+, 3-)
1. У тебя есть 2 билета в цирк. Кого с собой возьмешь?
2. Вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома.
кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (шьешь платье) и тебе не везет. Кого ты
позовешь?
4. У тебя n-1 билетов в кино. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Один из вас лишний - кто будет играть?
Горобец Павел
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.