16 сентября 1997 года
Дмитрий Петров: Попробуем продолжить разговор о гуманитарных технологиях в метафоре меча. В чьих же руках может оказаться этот меч в 2000 году, во время политической операции под кодовым названием "Выборы Президента Российской Федерации"?..
Петр Щедровицкий: Я свой меч никому не отдам. Но в 2000 году мне пойдет 43 год. Это серьезный возраст, и он уже требует серьезного отношения к жизни и к… гуманитарным технологиям.
Я считаю, что случится как минимум несколько вещей.
Сергей Михайлов: Первая - я куплю дом!...
Петр Щедровицкий: Знаете, говорят: все ерунда, кроме пчел, но если подумать, то пчелы тоже ерунда. Так вот. Все ерунда, кроме кондоминиумов. Но если вдуматься, то и кондоминиумы тоже... То есть я бы начал с того, что, во-первых, возникнет много кондоминиумов.
Сергей Михайлов: Впервые слышу политическую трактовку кондоминиумов...
Петр Щедровицкий: Да. И это вопрос очень серьезный. Потому что люди тогда перестанут заниматься псевдополитикой и начнут заниматься кондоминиумами. Важными вещами. Вывозом мусора... Отоплением...
Сергей Михайлов: Приватизацией чердаков и подвалов...
Петр Щедровицкий: Это будут маленькие целостности, соразмерные уровню их мышления. Я не случайно говорю, что целостность - это проблема мышления. Они начнут мыслить в размерах мусорного ящика. И это очень хорошо. Это очень важно. Потому что сегодня даже ЖЭК не мыслит в этой целостности. Хотя ему пристало это делать. Поэтому моей жене приходится собирать ЖЭК. Проводить там микросеминар. Объяснять, что вот это- контейнер. Вот это - дворник. Дворника можно нанять. Заключить контракт. (Они не знают слова "контракт".) То, что она делает, - гуманитарная технология.
Моя жена - гуманитарный технолог в нашем доме. Она ведет большую работу. Старушки с ней здороваются. Кстати, они не ломают мою машину только потому, что знают мою жену. Это - одна из сторон процесса муниципализации.
Есть вторая сторона. Для России гораздо более существенная, если говорить о Третьем тысячелетии. Она заключается в том, что начинает формироваться каркасная структура городов-миллионников. Точнее, она была всегда, но сейчас она начинает восстанавливаться. И мэры городов-миллионников начинают осознавать себя в качестве политической силы.
Там-то как раз и есть огромное поле для гуманитарных технологий.
Я могу рассказать байку про какого-нибудь технолога, который работает а этом уровне. Как моя жена в ЖЭКе. Она тоже рассказывает там всякие разные вещи. И помогает делать дело.
Третий момент, который стопроцентно произойдет. На уровне территорий начнутся попытки восстановления неоиндустриального сектора. Криминальная антиэкономика существует. Сырьевая ресурсная экономика - существует. Транзитная экономика - осваивается. Если сейчас посмотреть региональные проекты, то большинство из них будет на уровне транзитной экономики. Отремонтировать аэропорт. Дорогу провести. Поставить АЗС. Построить склады, чтоб больше товаров проходило. И прочее.
Начинаются забросы в неоиндустриальный сектор. Они разные. Понятно, что даже то, что развивается реально, в лучшем случае претендует на локальное импортозамещение. Понятно, что это - продовольственный сектор и связанное с ним сельхозпроизводство. Стройиндустрия. И связанная с ней добыча не крупных запасов типа газ-нефть, а песка и стройматериалов. Фактически начинает восстанавливаться отверточное производство. Ремонт, трубы, железки небольшие...
В разных регионах это идет по-разному, но можно говорить о том, что на остаточной материально-технической базе коммунизма возникают неоиндустриальные проекты. У них есть свой - не очень плохой - менеджмент. И медленно формируется прослойка, собственно, осуществляющих труд и получающих, собственно, заработную плату.
Формирование этой прослойки - огромный сектор гуманитарных технологий. То есть - объяснить людям, что они могут получать зарплату (а не паек), то есть - трудиться. Ведь зарплата дается за что-то. А для многих удивительно, что оплата труда как-то связана с результатами деятельности. И что деятельность зависит не только от них, а еще от кого-то. Это очень сложный вопрос. Что на эту зарплату можно жить. Что суть труда и его оплаты заключается в том, что на зарплату можно жить. Не воруя. И не убегая на субботу-воскресенье к настоящему труду на дачных участках. Такому органичному и так далее... Само понимание этого есть гигантский пласт гуманитарных технологий. Очень сложный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.