Философия насилия (Понятие насилия. Структура насилия. Диалектика насилия. Современная проблематика насилия)

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                  Введение.

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения всеобщих свойств (свойств, принадлежащих всем элементам данного множества) данного явления. Можно выделить следующие всеобщие свойства: материальность, изменчивость, пространственные и временные характеристики, информация, энергия. Поэтому философия должна помочь нам соотнести эти всеобщие свойства в пределах любого явления. В процессе познания интересующего нас явления философия призвана помочь понять его. Понимать – значит знать то общее, которое образует данное множество явлений и как это общее организует бытие или существование каждого проявления из данного множества явлений. Поэтому в процессе анализа явления мы должны систематизировать взаимосвязь всех свойств данного явления, т. е составить систему. Система - такая и только такая совокупность связей между элементами, результатом которой является данное свойство системы. Это свойство называется системообразующим. И в его получении нам должна помочь философия.  Решение любой проблемы человек начинает с решения основного вопроса философии, т. е. ответа на вопрос: ”Что первично -сознание или материя?” Поэтому для понимания любого явления мы должны соотнести  материальное и идеальное в этом явлении.  Но поскольку , как было сказано выше, философия-наука о всеобщем, то она сформировала методы, которые являются общими и, следовательно, применимыми в процессе анализа любого явления. Поэтому философия поможет нам соотнести материальное и идеальное в данном нам явлении и понять его.

                               1. Понятие насилия.

Просмотрев различные словари, я нашел довольно много определений понятия насилия. Среди них есть как довольно объемные (по содержанию), так и определения локального характера, т.е. характеризующие только какое-то конкретное проявление данного явления. Здесь я привожу наиболее характерные определения, которые у меня есть.

Насилие – это:

-  причинение физического ущерба телу или собственности человека с помощью силы или  оружия.

-  модус действия, направленного на намеренное нанесение ущерба субъектам действия.

-  источник власти

-  политическая функция

-  придание осмыслению созданного пропагандой образа 

-  нарушение общественных норм

-  применение тем или иным классом форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения тех или иных прав или привилегий.

Как видно из приведенных выше определений, все они выделяют какой-то конкретное свойство, характеризующее явление насилие. Но в этих определениях нет  того общего свойства, которое определяет любое проявления насилия. Попытаемся выделить это свойство. Для начала обобщим приведенные выше определения, т. е. составим наиболее общее определение. Как видно из приведенных определений, каждое из них связано с применением к какому-либо субъекту или группе субъектов принуждения, в результате которого им наносится ущерб. Поэтому наиболее общее определение можно сформулировать следующим образом:

Насилие – применение различных форм принуждения, в результате которого наносится ущерб.

Попытаемся теперь дать философское определение явления насилия. Для этого выявим предельно общий признак данного нам явления. Прежде всего заметим, что рассматриваемое нами явление связано с человеком и только с ним. Поэтому чтобы выявить предельно общий признак явления насилия, нам необходимо дать определения человек.

Человек – существо, сознательно делающее вклад в общественное производство жизни.

Из этого определения видно, что предельно общий признак явления насилия мы должны связать с “сознательным вкладом в общественное производство жизни”. Заметим, что в наиболее общем определении присутствовали такие понятия, как применение  принуждения и нанесение ущерба. Если связать эти понятия с сознательным вкладом  в общественное производство жизни, то они относятся к видам вмешательства в сознательный вклад в общественное производство жизни. Причем это вмешательство происходит в отрицательную сторону.Кроме того, если проанализировать приведенные выше определения, то можно прийти к выводу, что все те свойства, которые выделяют эти определения, также относятся к вмешательству (здесь и далее в отрицательную сторону) в сознательный вклад в общественное производство жизни. Отсюда заключаем, что предельно общее свойство – вмешательство в сознательный вклад в общественное производство жизни.

Таким образом, на основе этого предельно общего свойства мы можем дать философское определение явления насилия.

Насилие – все то, что мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни.

                           2. Структура насилия.

Анализ структуры нашего явления начнем с разделения его на компоненты, взаимодействие которых и характеризует в первую очередь данное явление. Для нашего явления этими компонентами будут субъект и объект насилия. Именно эти два компонента лежат в основе явления насилия. В качестве субъекта насилия может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В свою очередь объектом насилия может быть как сам человек (в том числе и субъект насилия), так и некоторая группа людей. Именно взаимодействие этих двух компонентов характеризует явление насилия. Поэтому, познав это взаимодействие, мы познаем и само явление.

Похожие материалы

Информация о работе