Становление Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1967-1989 гг. Экономический кризис в Азии в 1997-1998 годах, страница 2

Экономический кризис в Азии в 1997-1998гг.

В середине 90-х центр важности мировой экономической системы начал удалятся от тихоокеанского региона. Эти изменения частично вызваны действиями Китая и некоторыми исторически развитыми экономиками, особенно в Японии и Калифорнии. Но главной чертой этих изменений было то, что ряд бывших периферийных стран в этом регионе бросили вызов центру мировой производственной системы. Однако, до конца 1997г. перспективы для АСЕАН были довольно тусклыми. Начиная с лета рынок ценных бумаг и курс валюты находились в упадке, и существовали достаточно серьезные опасения за экономическое будущее региона из-за неравного дохода от экспансии рынка недвижимости и растущего долга. Беспокойство, только что подтвержденное Китаем, скоро добралось и до Гонк-Конга, и  экономики Японии, которая с 1990-х гг. и так находилась в упадке, сейчас грозило полное падение. Наиболее сложной из всех «азиатских тигров» была ситуация в Тайване и особенно в Южной Корее. Несмотря на то что падение курса валют должно было помочь Восточной Азии увеличить объемы экспорта, этого было тяжело достичь, так как все они пытались расширяться на неблагоприятный рынок. Дав независимый характер мировой экономике, так распространенный на дальнем Востоке, был причинен ущерб инвестициям, торговле и производству Америки и Западной Европы. Азиатский кризис привел к новому падению цен на нефть, угрожая доходу нефтедобывающих стран, и \это случилось в момент, когда большинство стран Южной Африки( в особенности Бразилия и Аргентина) имели большие задолжности, таким образом экономический кризис распространился в Южную Африку.

С 50-х гг. рост экономики Японии помогал Восточной Азии, беря на себя четверть всего экспорта стран АСЕАН. Но сейчас ситуация изменилась. Япония разделила учесть экономик западных стран, находившихся в депрессии в начале 90-х, в то время как АСЕАН сохраняли прочные позиции. В 1995-96-х гг. рост Японии достиг 3 процентов в год, но это было хорошим поводом заняться долгосрочным экономическим благополучием, после трех десятилетий превосходного успеха. Отсутствие ликвидности связано с низкими доходами от инвестиций в США  и Европе, что привело к жесткому провалу японских инвестиционных программ. С 48 миллиардов долларов в 1990 г. они упали до 7 миллиардов в 1992. Япония поддерживала избыточный рынок, помогала ослаблением ены, но ее банковская система погрязла в коррупции и долгах, таким образом нисколько не посодействовав  АСЕАН, Тайване и Южной Корее. После сильного роста упали цена на недвижимость, а так же на рынке ценных бумаг, и встала реальная угроза дешевого экспорта из стран АСЕАН. Либерал-демократы, доминирующие в поствоенной политике начали терять свою популярность и это привело к смене премьер-министра на более динамичного и решительного Рутаро Хашимото. Но процесс принятия решений был настолько медленным, что было решено провести радикальные реформы. Это была попытка поддержать внутренний спрос путем возвращения высоких пошлин, но японские граждане были слишком привержены старому рецепту успеха – больше работы и больше сбережений - что бы отреагировать на этот стимул, и в 1996-97гг. впервые более чем за двадцать лет японская экономика сократилась. Однако несмотря на медлительность японцев в преобразованиях, депрессия ударившая в 1998 году не была бы такой глубокой без внешних проблем в Азии и особенно АСЕАН.

Темпы роста пережитые АСЕАН в начале 90-х привели к оптимизму и расширению результатом чего явились большие долги по текущим счетам, проблемы с выплатами, надутый сектор недвижимости, сокращение рабочих мест и избыток кредитов. Осознание того что этот пузырь может лопнуть первыми коснулось рынка ценных бумаг в Таиланде одного из наиболее слабых в АСЕАН, основанного в июле1997, но вскоре дошло и до Индонезии, Филиппин и Малайзии. Таиланд и Индонезия сразу же обратились в МВФ за большим займом. но они все равно не могли избежать большой девальвации валюты и были опасения, что реструктурирование, требуемое Международным валютным фондом могло оказаться губительным в будущем. Фонд имел тенденцию одобрять 'англосаксонскую' модель восстановления экономики, основанного на приватизации, сокращении правительственных расходов, свободного движения капитала, и прекращении контроля цен. Это было рецептом Международного валютного фонда для решения проблем на Западе в 1960-ых и 1970-ых гг., а так же в Южной Америке в период долгового кризиса 1980-ых. Но это было сделано частично для того, чтобы остановить инфляцию (что не являлось проблемой АСЕАН), но это вредило экономическому росту и занятости населения (таким образом увеличивая опасности социального недовольства), и это должно было вынудить развивающиеся государства принимать продиктованную Западом версию капитализма (которую многие критиковали как переделывание империалистических подходов). С другой стороны, учитывая глубину проблем Восточной Азии, страны нуждающиеся в помощи Международного валютного фонда не имели другого выбора, кроме как принять цену реструктурирования.