Системное и прикладное программное обеспечение. Общая классификация ПО. Принципы построения ОС. Управление ресурсами: файловые системы, страница 12

— создание, переименование, перемещение, копирование, просмотр, удаление файлов и каталогов; форматы отображения содержимого каталогов;

— просмотр свойств, параметры безопасности, просмотр и изменение атрибутов файла;

— манипулирование файлами через буфер обмена и мышью, копирование правой кнопкой мыши;

— поиск файлов и каталогов;

— открытие файлов;

— связывание файлов с приложениями (проводник/вид/параметры/типы файлов).

4. Изменение внешнего вида рабочего стола.

Несмотря на предоставляемый стандартным «проводником» Windows приемлемый уровень функциональности, для многих пользователей более удобным представляется использование других файловых процессоров. Выбор того или иного программного средства этой категории обуславливается в основном личными предпочтениями. Аргументом в пользу неграфических файловых процессоров может быть то, что они ориентированы на активное использование клавиатуры, что потенциально может обеспечить более высокую скорость работы, по сравнению с графическим интерфейсом.

1.5.4. Командные процессоры. Оконные менеджеры.

Для взаимодействия с пользователем Unix-подобные системы поддерживают консоль и некоторое количество виртуальных или удаленных терминалов. После регистрации пользователя на терминале для него запускается интерпретатор команд, предоставляющий полный интерфейс к ОС.

В задачу командного процессора входит также интерпретация и выполнение командных файлов, предоставляя для их написания развитый скриптовый язык программирования.

Оконные менеджеры, в частности KDE, выступают в роли посредников между приложениями и X-сервером, расширяя сервисные возможности последнего.

1.5.5. СУБД.

Системой управления базами данных может быть назван программный комплекс, обеспечивающий интерфейс запросов на языке SQL (Structured Query Language). Соответственно, ядром СУБД является процессор SQL-запросов. Кроме того, большинство современных СУБД имеют развитый графический интерфейс в базам данных.

1.5.6. Виртуальные машины.

Эмуляторы виртуальной машины создают для запускаемой программы (в том числе операционной системы) иллюзию того, что она работает одна на машине, тогда как на самом деле в это же время работают ОС и другие программы. Если под эмулятором запускается операционная система, то ее принято называть гостевой ОС.

Эмуляторы делятся на два основных класса: одни, как например Bochs, сами интерпретируют все машинные инструкции выполняемой программы; другие, например VMWare, большую часть инструкций передают реальному процессору, эмулируя только привилегированные инструкции и обращение к внешним устройствам. В некоторых эмуляторах сочетаются оба подхода.

Ясно, что первый способ эмуляции универсален, но гораздо медленнее, зато второй требует использование специальных драйверов для гостевой ОС.

1.5.7. Системы программирования.

В отличие от Windows для UNIX–совместимых операционных систем большая часть программного обеспечения распространяется в исходных кодах. Поэтому не только для разработчика, но и для конечного пользователя становится актуальным умение компилировать и собирать проекты из исходных текстов.

Подавляющая доля ПО для Linux написана на C или C++, для компиляции используются компиляторы gcc и gpp соответственно. Для сборки исполняемого файла из объектных модулей необходим компоновщик link.

Поскольку обычно проекты состоят из большого числа модулей, процесс компиляции необходимо автоматизировать. Для данной цели можно использовать вообще говоря любой командный процессор, предоставляющий скриптовый язык (т. е., например, обычный shell), но это не очень удобно.

Для автоматизации процесса компиляции и компоновки разработана специальная утилита make. Работа данной утилиты управляется специальным файлом, описывающим иерархическое множество целей с командами для их достижения и зависимостей.

Компилятор gcc является в некотором смысле эталонным. Это, однако, не подразумевает, что он в каком-либо смысле лучший. Имеется в виду лишь то, что gcc традиционно наиболее полно следует стандарту языка.

Из средств разработки под Windows может использоваться MS Visual Studio.