Разработка и реализации интерфейса пользователя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра Программных Систем и Баз Данных

Курсовой проект

по курсу

«Системное и Прикладное Программное Обеспечение»

Факультет: ПМИ

Группа: ПМ-22

Студент:

Преподаватель: Долозов Н. Л.

Новосибирск 2004 г.


Интерфейс пользователя при построении системного программного обеспечения

            При написании программы важную роль играет разработка и реализации интерфейса пользователя: именно от нее зависит то, насколько она будет удобной, практичной и, зачастую, требовательной к ресурсам.

Интерфейс пользователя (UI) – это та часть программы, которая отвечает за взаимодействие между основным «ядром» и конечным пользователем, то есть выполняет чисто коммуникативную функцию. Поэтому, для определения структуры и вида интерфейса, первоначально необходимо определить функции, выполняемые программой и тип данных, которые необходимо будет принимать и передавать пользователю. По таким типам все интерфейсы можно разделить на 2 типа:

1.  Консольные (текстовые) – интерфейсы, в которых не используется ничего, кроме вербальной (текстовой) информации. То есть, пользователь вводит некоторую команду, на оговоренном заранее языке команд, а в ответ получает, соответственно, стандартизированный вариант выходных данных.

2.  Графические интерфейсы  (GUI) – наиболее распространенный тип интерфейсов в клиентских системах сегодняшнего времени. Здесь в основу положен не простой информационный обмен, но и эргономичность, дизайн разрабатываемого интерфейса. Здесь на первое место выходит не функциональность, как в консольных интерфейсах, а удобство и «красота».

В наше время большое внимание уделяется именно тому, чтобы заставить смотреться свой программный продукт гораздо более стильно и привлекательно. Однако, зачастую такой вариант приводит к разобщенности и нестандартизированности подходов к программированию интерфейса и, последующему их «вымиранию» ввиду обреченности на статичность.

Поэтому выделяется вторая ветвь разработки дизайна: стандартизированность и строгий подход. Для этого разрабатываются стандартные интерфейсы и их стандартные реализации. Любой язык программирования высокого уровня на сегодняшний день имеет уже готовые варианты таких разработок. Причем, несмотря на жесткую стандартизированность внутри, для них наблюдается большое разнообразие внешних оболочек. Это даже дает преимущество разработанному дизайну, т.к. позволяет создать несколько вариантов внешнего вида не изменяя ядра самой программы и, даже, заниматься сменой интерфейсов «на лету».

В последнее время на передний план выходит такая черта разработки дизайна, как юзабилити (англ. usability – дословно полезность) и эргономичность. То есть пользователь должен уметь быстро получить доступ к необходимой ему информации и при этом его внимание должно быть привлечено различными, радующими глаз, спецэффектами, способствующими лучшей его ориентации в программе.

Обобщим основные принципы построения интерфейса пользователя:

  • Стилевая гибкость
    • возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением
  • Совместное наращивание функциональности
    • возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
  • Масштабируемость
    • возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
  • Адаптивность к действиям пользователя
    • приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов (клавиатура, мышь, другие устройства) и многовариативность доступа к прикладным функциям (иконы, «горячие клавиши», меню …), кроме того, программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
  • Независимость в ресурсах
    • для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя (пользовательские словари, контекстно-зависимые списки, наборы данных по умолчанию или по последнему запросу, истории запросов и пр.)
  • Переносимость
    • при переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

При построении интерфейса программ зачастую необходимо все-таки ориентироваться на конечную цель продукта. При написании системного ПО зачастую стоит учесть, что оно будет выполняться опытными пользователями, причем зачастую на системах, которые могут не поддерживать новейших графических спецэффектов. То есть, в данном случае необходимо сделать упор на функциональность и скорость работы. Не стоит делать программу для форматирования дискет с интерфейсом, по сложности сопоставимым с интерфейсом  графического редактора.  Однако и при построении прикладного ПО, необходимо учесть, что оно предназначено для пользователя не искушенного в системных командах и настройках.

Похожие материалы

Информация о работе