Формирование грамматического строя речи. Формирование структуры предложений и морфологической стороны речи, страница 5

Примечание. Если дети ошибаются т. е. неправильно образуют грамматическую форму, заяц не двигается, ждет когда ребенок сам или с помощью воспитателя исправит ошибку.

По окончании игры по предложению воспитателя дети просят зайца поехать в гости к малышам. Заяц прощается и уезжает.

«Зайкина гимнастика»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в повелительном наклонении (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Материал. Игрушка — плюшевый заяц.

Организация занятия.

Гость группы – плюшевый заяц – вместе с детьми по их команде выполняет физкультурные упражнения. Задача играющих — правильно дать команду (беги, скачи, ляг, присядь и т. д.). В противном случае заяц не двигается.

«Почтальон принес открытки»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д.).

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Организация занятия.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь групповой комнаты кто-то стучит. Воспитатель, отреагировав на стук, возвращается с пачкой открыток.

Воспитатель. Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Снеговик? Так, а что он делает? И ты, Петя, запомни свою открытку?

Таким образом рассматриваются 4—5 открыток. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действие персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель. Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? «Снеговики танцуют». Чья это открытка? «Мишка барабанит». Чья? (И т. д.)

«Огородник»

Цель. Закрепить знания детей об огородных растениях. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу).

Материал. Палка.

Организация занятия.

Играющие называют себя каким-нибудь овощем (репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д.). Образуют круг. Один из участников игры, ведущий, исполняет роль огородника. Он выходит на середину круга и стучит палкой по земле, по полу. Завязывается диалог: Кто там? — Огородник.— За чем пришел? - За репой!

Услышав ответ, дети завязывают огороднику глаза и, приплясывая и запевая, начинают вести хоровод.

Сверху репа зелена,

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Тот, на кого жестом ведущий-огородник укажет, подает голос, стараясь изменить его: «Я репа, ау!» Задача огородника — отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если угадает, репа убегает от него, иначе огородник, поймав ее, оттреплет за вихор.

«Бабушка Маланья»

Цель. Учить детей соотносить слово с выразительным движением рук.

Организация  занятия.

Играющие, образовав хоровод и поставив в его середину ведущего, запевают.

Хоровод.

У Маланъи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Характеризующие сыновей слова сопровождаются выразительными движениями.

Хоровод.

Ничего не ели,

На нее глядели,

Делали вот так.

На слова последней строчки играющие присаживаются на корточки, согнутые руки подпирают подбородок. Ведущий показывает какое-нибудь движение, все его повторяют. Затем выбирают другого ведущего, и игра повторяется.

А. АРУШАНОВА, кандидат педагогических наук

(Окончание следует.)