Формирование грамматического строя речи. Формирование структуры предложений и морфологической стороны речи, страница 2

Воспитатель. Придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике. (Показывает картинку, где изображен сказочный дом.) Как ты думаешь, кто здесь живет?

Ребенок. Лягушка, что ли? (Увидев лягушку-путешественницу на обложке альбома.)

Воспитатель. Правильно. Вот и сочиним историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и... Как ты думаешь, кто еще?

Ребенок. Муравей...

Воспитатель. Как-то раз... (пауза) муравей и лягушка... пошли... (Интонацией незавершенности взрослый подталкивает ребенка к сотворчеству.)

Ребенок. Искать пользу.

Воспитатель. Какую пользу?

Ребенок. У лягушки польза — вода, а у муравья — мед.

Воспитатель. Нашли они свою пользу?

Ребенок. Нашли.

Воспитатель. Что же получили они?

Ребенок. Чай с медом.

Воспитатель. Мне понравилась твоя сказка. Мы ее запишем в наш альбом. Ты продиктуй ее еще раз, а я запишу. Итак, жили-были...

Нам могут возразить: совершенствование монологического повествования • процесс длительный. Согласны. Поначалу это будет диалог. Важно одно: не превращать его в диктат взрослого. Пусть малыш придумывает героев, разыгрывает действия самостоятельно. Задача педагога — вовремя прийти на помощь: от монолога через совместный диалог начать фразу, чтоб ребенок мог ее продолжить, завершить. Но если он замолкает, взрослый вновь подсказывает, закручивая сюжет; ребенок говорит, педагог молчит. Так посредством совместного сотворчества ребенок овладевает продуктивной речью.

Формирование морфологической стороны речи

В средней группе расширяется сфера общения. В связи с этим в речи детей увеличивается количество инноваций. Охватывают они категории рода, числа и падежа существительного, вид и наклонение глагола, предложное управление. Игры и игровые упражнения облегчат детям усвоение грамматических форм.

"Угадай-ка"

Цель. Учить детей ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного и прилагательного в роде, числе.

Материал. Плюшевый медведь.

Организация  занятия.

Воспитатель. Загадываю вам загадку. Летом гуляет, а зимой спит. Правильно, медведь.

Появляется медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель. Еще одна загадка. Большая, лохматая, коричневая. Это собака или медведь? (Ответы.)

Медведь. Это, конечно, я: большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель. Конечно, ты, медведь, большой, лохматый (подчеркнуто произносится окончание прилагательных), но я-то сказала: большая, лохматая. Значит, это собака, а ты большой. Слушаем еще одну загадку. Коричневая, веселая, смешная. Кто это? Медведь или обезьяна? (Ответы.)

Медведь. Мы с ребятами уже знаем: если смешная — обезьяна, а я — веселый и смешной.

Воспитатель. А это кто? Косолапая, меховая? (Ответы.)

Медведь. Правильно, ребята. И отгадал. Косолапая — медведица, ая-косолапый.

Примечание. Если тема занятия - ознакомление с глиняными предметам педагог может загадать такие загадки, Коричневый, блестящий, большой. Кувшин это или ваза? Глиняное, расписное -большое. Блюдо это или ваза? Если речь идет о стеклянных предметах: стеклянный, прозрачный, высокий. Стакан или банка? Стеклянная, хрупкая, прозрачная Стакан или ваза?

«Узнай по описанию»

Цель. Учить детей ориентироваться к; окончание слова при согласовании прилагательного и существительного в роде числе.

Материал. Расписное яйцо, матрешка, поднос; золотое кольцо, блестящая пуговица, большое колесо, голубого цвета блюдце, чашка, зеленые ведро и совок большая тарелка.

Организация занятия.

Воспитатель держит в руках поднос. На нем закрытые салфеткой (полотенцем) предметы. Дети по описанию отгадывают их. Например. Она круглая, блестящая, как золотая. (Пуговица.) Оно круглое, блестящее, золотое. (Кольцо.) Им играют с песком; оно большое, зеленое. (Ведро.) Им играют с песком; он большой, зеленый. (Совок.)