ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 – 4
1. Изучите содержание темы 8 класса “Световые явления”.
2. Укажите, при изучении, какого конкретного учебного материала темы “Световые явления” 8 класса можно использовать указанные в программе по физике демонстрационные опыты.
3. Укажите возможности опытов для формирования научного мировоззрения; выделите возможности опытов для развития мышления учащихся; укажите практическую значимость опытов.
4. Раскройте методику использования демонстрационных опытов при изучении, формировании понятий источника света, фокусного расстояния и оптической силы линзы; изучении законов прямолинейного распространения света, отражения света, явления преломления света; при изучении линз, плоского зеркала, фотоаппарата и очков.
5. Разработаемте фрагмент урока изучения нового материала с использованием одного из программных опытов и проведите его на занятии.
6. Оформите отчет к работе (кроме тех материалов, которые могут быть получены лишь в процессе выполнения лабораторной работы).
7. Познакомьтесь с внешних видом и устройством необходимых для Вашей работы приборов.
8. Выполните по одному варианту всех демонстрационных опытов (№№ 1-10) и запишите результаты опытов.
9. Ответьте на вопросы, встречающиеся в разработке. Выполните задания, встречающиеся по ходу выполнения некоторых опытов.
Примечание:
Все задания, за исключением задания № 8 выполняются во время самостоятельной подготовки во внеурочное время. Перед тем, как допустить студента к выполнению демонстрационных опытов преподаватель вначале занятия выясняет качество подготовки по заданиям № 1 - 7. Студент, не выполнивший задания № 1- 7 к лабораторной работе не допускается.
ВНИМАНИЕ ! ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ !
1. Программы средней общеобразовательной школы. Физика. 1996г.
2. Перышкин В.А., Родина Н.А. Физика. Учебник для 8 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
3. Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984.
4. Горячкин Е.Н., Орехов В.П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в 8-летней школе. - 1964.
5. Учебное оборудование по физике в средней школе. - Пособие для учителей. Под ред. А. А. Покровского. - М.: Просвещение, 1973.
6. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Под ред. Покровского А.А. М.: Просвещение, 1974.
7. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. 6-7 класс. М.: Просвещение, 1988.
8. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Под ред. Усовой А.В. и др. М.: Просвещение, 1990.
9. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах. М.: Просвещение, 1996.
10. Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. М.: Просвещение, 1994, 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в 7 - 8 классах. Ф/ш № 2 1993г. с. 47, №3 1993г. с. 41.
2. Теклюк М.В. Лабораторная работа к теме ''Световые явления''. Ф\ш 1996г, № 1, с. 49.
Вариант А.
Оборудование: лампочка на подставке (6,3 В, 0,3 А); непрозрачный колпачок с отверстием; источник тока; белый экран; фигурка, вырезанная из плоского картона.
Демонстрируя свечение лампочки, покажите, что свет от неё распространяется по всем направлениям. С помощью непрозрачного колпачка с отверстием выделите лишь одно направление распространения света. Направляя пучок света вдоль белого экрана, покажите, что там, где свет попадает на экран, экран освещен. Этот опыт является подготовительным. Первый вывод о прямолинейном распространении света делается при демонстрации образования четкой тени от непрозрачной фигурки, помещенной на пути распространения светового пучка. При этом необходимо обязательно подчеркнуть, что свет распространяется в однородной среде. Учащиеся должны заметить, что размеры тени зависят от расстояния до источника света: при приближении источника света размеры тени возрастают. Продемонстрируйте и объясните получение полутени. Выводы, полученные при наблюдении прямолинейного распространения света желательно перенести в новую плоскость. Объяснить с физической точки зрения причины солнечного и лунного затмения. В этом случае понадобится специальный прибор – теллурий, который может быть заменен глобусом (модель Земли), осветителем с рефлектором (модель Солнца) и резиновым или пластмассовым шариком (модель Луны).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.