Цепь управления возбуждения тягового генератора 2ТЭ116.
Тяговая состоит из синхронного генератора Г, выпрямительной установки ВУ, тяговых электродвигателей (ТЭД) М1 — Мб, поездных контакторов П1—П6, поездного реверсивного переключателя ПР, датчиков токе (трансформаторов постоянного тока ТПТ1—ТПТ4), датчике напряжения (трансформатор постоянного напряжения ТПН1} датчика разности токов якорях ТЭД (блок диодов сравнения БДС).
Обмотка возбуждения И1, И2 (938, 940) тягового генератора Г получает питание от синхронного возбудителя СВ. Ток возбуждения Г регулируется блоком УВВ. Для коррекции тока возбуждения в зависимости от реакции статоре генератора Г имеется трансформатор коррекции ТК. Синхронный возбудитель СВ получает питание от бортовой сети 110 В через автомат А1 «Возбудитель» и резисторы СВВ и САВ. Ток возбуждения СВ включается контактором ВВ, ток возбуждения Г — контактором КВ. Для уменьшения перенапряжения при отключении обмотки возбуждения Г контактором КВ предусмотрена цепочка гашения поля: резистор СГП и диод ДГП
Блок управления возбуждением БУВ формирует управляющие импульсы, идущие на тиристоры блока УВВ, а также регулирует угол открытия этих тиристоров. Он получает питание от автомата А12 "Питание БУВ» (964, 966). Цепь синхронизации (967, 969) служит для синхронизации управляющих импульсов с частотой синхронного возбудителя СВ. Управляющие импульсы на блок УВВ подаются по экранированным проводам 1021, 1022 и 1023, 1024.
Для стабилизации напряжения генератора Г имеется цепочка стабилизации, состоящей из резистора ССТ и блока БСТ1.2. Величина выходного напряжения, которое по пр. 1034 и 1038 подается в блок БУВ, зависит от скорости изменения тока возбуждения генератора Г. Углом открытия тиристоров блока УВВ, а в конечном счете током возбуждения генератора Г, управляет ток управления БУВ, который формируется в селективном узле и по пр. 1003 приходит на обмотку управлений БУВ, а уходит по пр. 1004 на общий «минус» селективного узла. Чем меньше ток управления БУВ, чем меньше угол открытия тиристоров, тем больше ток возбуждения генератора Г. Ток управления изменяется в пределах от 0 до 10 мА.
Для создания опорного напряжения задания служит блок задания возбуждения БЗВ, выходное напряжение которого (пр. 976, 977) линейно зависит от оборотов дизеля, а следовательно, от позиции контроллера машиниста КМ. Для питания трансформаторов ТПТ1—ТПТ4, ТПН и ТПТ5, а также других аппаратов переменным напряжением служат распределительные трансформаторы ТР1 и ТР2.
Селективный узел предназначен для сравнения сигналов обратных связей по напряжению (ТПН1) и току (ТПТ1—ТПТ4) с опорным напряжением, поступающем от блока БЗВ. Полученная разность напряжений и создает ток управления, который по пр. 1003 поступает в БУВ. Узел состоит из резисторов ССУ1, ССУ2, СИД, ССБ1, ССБ2 и СНП, а также блока БС1.
На резистор ССУ1.2 по пр. 763 поступает выходной сигнал от того трансформатора тока (ТПТ1—ТПТ4), чей сигнал в данный момент является наибольшим (этот трансформатор называется ведущим и своим максимальным сигналом автоматически закрывает выходы остальных трех ТПТ). Такое включение сделано для того, чтобы сохранить неизменным напряжение генератора Г в начальный период боксования колесных пар. Таким образом, между пр. 1010 и зажимом Р1 резистора ССУ.1 создается напряжение обратной связи пропорциональное току якоря ТЭД.
Сигнал от трансформатора напряжения ТПН1 по пр. 1008 подается на резистор ССУ1.4, между зажимом Р9 и пр. 1010 появляется напряжение обратной связи по напряжению. Эти два напряжения обратной связи суммируются на резисторе ССУ1.3, сравниваются с опорным напряжением от блока задания БЗВ на резисторе ССУ2.2 (991, 1000) и с напряжением на резисторе СИД (981, 982), пропорциональным выходу индуктивного датчика регулятора ИД и в конечном счете зависящим от степени загрузки дизеля. В результате на ССУ1.3 (1014, 1010) возникает результирующее напряжение обратной связи по мощности, определяющее ток управления БУВ.
Диоды блока БС3.2 (зажимы 12 и 11) служат для автоматического изменения наклона селективной характеристики. Поочередная работа каналов по току, напряжению и мощности обеспечивается разделительными диодами БС1.4 (зажим 8), БС1.3 (зажим 12), БС3.2 (зажим 13). Таким образом, проводом 1014 на ССУ1.3 регулируется наклон средней части селективной характеристики, пр. 1013 — наклон верхней части, пр. 1015 — наклон нижней части. Проводом 996 (зажим 5 ССУ2.4) настраивается ограничение по напряжению генератора Г, проводом 988 (Р10 ССУ2.1) — ограничение по току, проводом 991 (зажим Р4 ССУ2.3) — задание по мощности.
Стабилитрон БС1.3 (зажимы 7, 13) служит для обеспечения мощности плавного трогания, стабилитрон БС1.4 (зажимы 11, 17) — ограничения тока на позициях 10—15 (порядка 5700—6200 А). Параллельно резистору задания ССУ2.2 и ССУ2.3 подключены резисторы ССБ2, ССБ1 и ССУ2.5, которые снижают напряжение задания при боксовании. Резистором СНП регулируется напряжение 70—85 В генератора Г при работающем дизеле без нагрузки, что обеспечивает устойчивую работу мотор-вентиляторов охлаждения.
Включение возбуждения тягового генератора без тяговой нагрузки.
Такой режим обусловлен необходимостью питания переменным напряжением асинхронных электродвигателей собственных нужд. После запуска дизеля (при включенном автомате А4 «Управление возбуждением») срабатывает реле РКВ: р. к. РКП (1371, 1374), р. к. РТ2, замкнутые контакты РТ12 (РТ12 всегда включается при отключенных П1—П6), реле РУ5 и РУ4, контактор КРН. Сработав, реле РКВ своими з. к. РКВ (1337, 1345) включает контактор возбуждения КВ, а он в свою очередь з. к. КВ (1373, 1372) включает контактор ВВ; з. к. РКВ (959, 957) и з. к. КВ (957, 955) от автомата А12 «Питание БУВ» подают через дополнительный резистор СД2 питание на вход БУВ (963, 964).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.