Лабораторная работа №3
Выбор оптимального материала при проектировании детали(с помощью матрицы решений).
3.1. Цель: Отработка методики выбора материала основных деталей проектируемой машины.
3.2. Теоретическая часть:
Выборматериала основных деталей машины при её проектировании является очень важнй стадией разработки, его необходимо производить в первую очередь, т.к. результат такого выбора существенно влияет на весь дальнейший ход проектирования.
Основные факторы, влияющие на выбор материала при проектировании, связаны в основном с условиями работы, требованиями к уровню свойств, возможными ограничениями, в т.ч. экономическими.
К таким факторам следует отнести:
-механические свойства, в т.ч. прочность на разрыв, изгиб, сжатие, твёрдость, жесткость, упругость, ударная вязкость, сопротивление истиранию;
-усталостная прочност(долговечность);
-состав(химический или композиционный) и удельный вес;
-обрабатываемость резанием;
-способность к пластической деформации(литье, штамповка, протяжка, ковка);
-возможность чистовой обработки и нанесения покрытия;
-возможность механического крепления или сварки;
-коррозионностойкость;
-теплопроводность;
-электропроводность;
-термостойкость;
-хладноломкость;
-эстетичность;
-стоимость и др.
Наиболее встречаемый набор требований и факторов – материал должен быть легким, обрабатываться резанием, легко штамповаться и свариваться, с высокой почностью, в т.ч. ударной, коррозионостойкостью, темостойкостью, электропроводностью, не дорогим.
Перчень конструкционных материалов, которые могут быть использованы при проектировании основных деталей машин:
-сталь конструкционная;
-чугун;
-сталь листовая;
-сталь нержавеющая;
-аллюминий;
-медь;
-др. цветные металлы и сплавы;
-керамика;
-гоафит;
-стекло;
-полимерные материалы (термопласты и реактопласты);
-древесина;
-резина;
-текстиль;
-кожа;
-бумага;
-инструментальная сталь;
-быстрорежущая сталь;
-твердые сплавы;
-абразивные материалы;
-алмазные и сверхтвердые материалы;
-композиционные материалы и др.
Правильное назначение материала в процессе проектирования может быть реализовано путем использования методики, основаной на составлении матрицы. Данные для матрицы собираются по методу экспертных оценок с назначением баллов и оценкой значимости влияющих факторов.
3.3 Выполнение работы.
Выбратьобъект техники материала основных деталей.
Объект – ведущий вал редуктора рабочего механизма автогрейдера.
Условия работы: вал будет подвергаться циклическим, динамическим, среднескоростным воздействиям при средних и больших удельных давлениях, знакопеременным нагрузкам.
№ |
МАТЕРИАЛ |
Знчения факторов К∕Кά |
∑Кά |
Ранги |
|||||
a |
b |
c |
d |
e |
|||||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
Требования: a) прочность,
b) износоустойчивость,
с) небольшие габариты,
d) относительно небольшой удельный вес,
e) стоимость.
В качестве испытуемых материалов были выбраны следующие 4 марки стали, а также титановый сплав в качестве эксперимента:
Сталь 45Х: закалка в масле, отпуск. При сечении до 40 мм.: σв>85; σт>60; HB 230…300.
Используется в основном в деталях, работающих при средних скоростях и ударных нагрузках: валы, вращающиеся в подшипниках качения, валики, зубчатые колеса.
12ХН3А: цементация, закалка в масле, отпуск.
При сечении до 100 мм.: σв>85; σt>70. Сердцевина НВ 260, поверхность HRC58…62.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.