|  | 
|  | 
|  | 
Рис. 6.3
Методические указания по выполнению упражнения 2.
Изучение зависимости тока от времени.
          1. Собрать схему в соответствии с рис. 6.5а. Для
этого ключи  и
 и  должны находиться в верхнем положении, а
ключ
 должны находиться в верхнем положении, а
ключ  - в нижнем.
 - в нижнем.
|  | 
Рис. 6.6а
|  | 
|  | 
Рис. 6.6в
          Включить приборы и дать им прогреться в течение
5-10 минут. С помощью переключателей магазина сопротивлений и переключателей
магазина емкостей подобрать такие  и
 и  , чтобы произведение
, чтобы произведение  было в 4-5 раз меньше полупериода
П-образных сигналов (
 было в 4-5 раз меньше полупериода
П-образных сигналов ( -
желательно брать более 500 Ом).
 -
желательно брать более 500 Ом).
          Выбранные значения  и
 и  записать в тетрадь.
 записать в тетрадь.
          2. Частота генератора такая же, как и в первом
упражнении, т.е.  = 200 Гц. Переключатель
развертки также остается в прежней позиции
 = 200 Гц. Переключатель
развертки также остается в прежней позиции  /дел. Ручками “синхронизация” и уровень
синхронизации добиться четкой устойчивой картины, аналогичной рисунку 3в.
Переключатель развертки поставить в позицию 0,5
/дел. Ручками “синхронизация” и уровень
синхронизации добиться четкой устойчивой картины, аналогичной рисунку 3в.
Переключатель развертки поставить в позицию 0,5  /дел. Зарисовать наблюдаемую осциллограмму
(приблизительно по 2-3 точкам для каждой кривой).
/дел. Зарисовать наблюдаемую осциллограмму
(приблизительно по 2-3 точкам для каждой кривой).
          3. Переключатель развертки поставить в позицию
0,2  /дел. Ручками управления добиться
устойчивой картины, а ручкой “«”
переместить изображение вдоль горизонтали так, чтобы начало кривой находилось в
центре экрана (рис. 6а или 6б). При этом за начало отсчета времени примем
центральную точку экрана.
/дел. Ручками управления добиться
устойчивой картины, а ручкой “«”
переместить изображение вдоль горизонтали так, чтобы начало кривой находилось в
центре экрана (рис. 6а или 6б). При этом за начало отсчета времени примем
центральную точку экрана.
          4. Смещение луча на экране вдоль оси  пропорционально
 пропорционально  . При
. При  =0
=0  и, следовательно,
 и, следовательно,  , что дает возможность по осциллограмме
изучить зависимость силы тока от времени. Через каждое деление измерить
ординаты
, что дает возможность по осциллограмме
изучить зависимость силы тока от времени. Через каждое деление измерить
ординаты  кривой ( в делениях оси
 кривой ( в делениях оси
 ) и занести найденные значения в
таблицу (8-10 значений). Поскольку значения
) и занести найденные значения в
таблицу (8-10 значений). Поскольку значения  являются отрицательными, то в таблицу
удобно заносить значения -
 являются отрицательными, то в таблицу
удобно заносить значения - .
 .
Если переключатель развертки
находится в позиции 0,2  /дел, то
цена одного маленького деления по оси
/дел, то
цена одного маленького деления по оси  равна
4×10-5 сек.. Более удобно
измерять ординаты кривой
 равна
4×10-5 сек.. Более удобно
измерять ординаты кривой  ,
сдвигая кривую влево каждый раз на одно маленькое деление. При сдвиге кривой
необходимо ориентироваться по крайней точке  соседней кривой, лежащей на оси
 ,
сдвигая кривую влево каждый раз на одно маленькое деление. При сдвиге кривой
необходимо ориентироваться по крайней точке  соседней кривой, лежащей на оси  . На рисунке 6в в качестве примера показан
способ определения ординаты в точке
. На рисунке 6в в качестве примера показан
способ определения ординаты в точке  =3,
соответствующей моменту времени
=3,
соответствующей моменту времени  =3×4×10-5
сек.
=3×4×10-5
сек.
Таблица
| 
 | 
 | 
 | 
 | - | 
| 0 | ||||
| 1 | ||||
| 2 | 
          Построить график зависимости  . Чтобы убедиться, что этот график
изображает Экспоненту, необходимо по значениям
. Чтобы убедиться, что этот график
изображает Экспоненту, необходимо по значениям  и -
 и - из таблицы построить соответствующий
график. Если экспериментальные точки
 из таблицы построить соответствующий
график. Если экспериментальные точки 
|  | 
 почти ложатся на прямую, то
функция
 почти ложатся на прямую, то
функция  является экспонентой и
может быть записана в виде
 является экспонентой и
может быть записана в виде  , где
, где  - время релаксации.
 - время релаксации. 
Рис. 6.7.
          Из графика (рис. 6.7), полученного
экспериментально, можно определить  .
.
          Действительно имеем -
 ,
,
отсюда следует

 .
.
          Таким образом, из графика можно определить  , разделив абсциссу точки прямой
, разделив абсциссу точки прямой  на ординату этой точки
 на ординату этой точки  . Сравнить экспериментально найденное
значение
. Сравнить экспериментально найденное
значение  с теоретическим
значением из формулы (6.3). Сделать вывод.
 с теоретическим
значением из формулы (6.3). Сделать вывод.
          5. Выбрать другие значения  и
 и  , но так, чтобы произведение
, но так, чтобы произведение  по-прежнему было в несколько раз меньше,
чем полупериод П-образных сигналов. Повторить п.п. 4 для новых значений
 по-прежнему было в несколько раз меньше,
чем полупериод П-образных сигналов. Повторить п.п. 4 для новых значений  и
 и  и определить время релаксации.
 и определить время релаксации.
          6. Повторить п.4 для третьей пары значений  и
 и  , удовлетворяющих неравенству
, удовлетворяющих неравенству 
 <<
<< .
.
Изучение зависимости напряжения на конденсаторе от времени.
1. Собрать схему в соответствии с рис. 6.5б.
2. 
Зарисовать наблюдаемую осциллограмму. Для этого ключа  и
 и  необходимо переключить в нижнее положение.
 необходимо переключить в нижнее положение.
Контрольные вопросы:
1. Какие токи называются квазистационарными?
2. Рассмотреть цепь
последовательно включенных конденсатора, резистора и источников постоянной ЭДС.
Записать закон Ома для этой цепи. Решить полученное дифференциальной уравнение
относительно тока  . Написать формулу,
выражающую зависимость
. Написать формулу,
выражающую зависимость  .
.
3. Показать, что через время  ток в рассматриваемой цепи уменьшается в
 ток в рассматриваемой цепи уменьшается в  раз.
раз.
4. Нарисовать схемы, с помощью которых изучаются переходные процессы.
Литература
1. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм. – М.: Высшая школа, 1983 г.
2. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1985 г.
3. Савельев М.В. Общий курс физики. Т. 2. – М.: Наука, 1982 г.
4. Сивухин Д.В. Курс общей физики. Т. 3. Электричество. – М.: Наука, 1977 г.
5. Козлов В.М. Общий физический практикум. Электричество и магнетизм. – М.: Издательство МГУ, 1987 г.
Лабораторная работа № 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В RC-ЦЕПЯХ
С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА
Лабораторная работа № 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В RC-ЦЕПЯХ
С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.