Лекция 8
Применение вероятностных методик в проектировании дорог
Качество будущей автомобильной дороги начинает формироваться уже на стадии изысканий и проектирования. Планирование его оптимального уровня на данном этапе связано с большими трудностями, так как проектировщик вынужден на основании современных данных предвидеть некоторое будущее состояние объекта, которое возникнет только в том случае, если его прогнозы верны.
Наиболее характерным примером может служить трудность, связанная с назначением перспективной интенсивности движения. В дорожном строительстве известно немало случаев, когда проектная интенсивность движения достигалась на дорогах в сроки, значительно меньшие запланированных, что приводило к преждевременному несоответствию дорог требованиям движения.
Прогнозирование состояния объекта тесно связано с вероятностным подходом, то проектирование свойств будущей дороги, в частности - перспективной интенсивности движения, должно базироваться на вероятностных методиках.
Показатели качества дороги включают в себя показатели надежности и безопасности. Однако в нормах проектирования никак не отражена «ответственность дорог» за степень опасности движения по ним при применении действующих нормативов. Надежность обычно определяется как вероятность безотказной работы
Р = 1-r, (1)
где r – вероятность отказа сооружения.
Если в качестве r принять риск возникновения дорожно- транспортного происшествия на рассматриваемом участке дороги, то тем самым можно оценить степень несовершенства этого участка.
Риск разрушения конструкции или риск возникновения ДТП по причине несовершенства элемента дороги всегда присутствует и в лучшем случае может быть несущественным (r<10-8).
В общепринятом инженерном смысле, риск – это вероятность возникновения нежелательного события. В нашем случае будем считать под вероятностью нежелательного события - вероятность попадания автомобилей в ДТП по причине несовершенства геометрического элемента дороги или вероятность разрушения конструкции
где A – величина параметра элемента дороги; Aм – его минимальное значение, при котором риск движения со скоростью v равен 50%; σA и σм – средние квадратические отклонения величины A и Aм соответственно; Ф(х) –функция Лапласа (интеграл вероятности).
Например, при оценке кривых в плане под величиной А понимается радиус кривой. Значение минимального радиуса Ам рассчитывается по применяемой в настоящее время методике, т.е. с учетом предельной скорости, при которой происходит поперечное скольжение автомобиля, движущегося по кривой в плане [4].
где R – величина радиуса кривой в плане, м; Rм – значение радиуса, при котором риск движения со скоростью v равен 50% (минимальный радиус) ; σR – среднее квадратическое отклонение радиуса R; σм - среднее квадратическое отклонение минимального радиуса; Ф(х) – интеграл вероятности (функция Лапласа).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.