Проектирование пойменной насыпи трапецеидальной формы со сливной призмой, страница 3

Требуемую плотность (плотность сухого грунта) определяем по формуле

где  – плотность частиц грунта тела насыпи, т/.

Вычисляем удельный вес грунта:

где  – влажность грунта тела насыпи, доли;

         – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.

В точке 1 с учетом опыта проектирования принимаем:

, где ,

 – толщина расчетного слоя грунта, м.

По компрессионной кривой находим значения:

Проверка:

Если условие не выполняется, то производят перерасчет напряжений  и  при величине удельного веса  (значения  и  оставляют без изменения).

В точке 2, приняв , напряжение от собственного веса грунта определяют по формуле

Проверка:

Расчет точек 3, 4, 5 производится аналогично вышеизложенному

Результаты расчета приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Расчет требуемой плотности

Номер точки

, кПа

, кПа

, кПа

Коэффициенты пористости

,

,

0

0

38

118

0,775

0,6755

0,7321

0,6621

0,7278

1,563

18,09

1

52,122

85,112

133,429

0,7475

0,667

0,727

0,6607

0,7262

1,564

18,106

2

104,475

130,071

164,207

0,728

0,661

0,716

0,6575

0,7161

1,573

18,209

3

157,124

177,435

204,04

0,711

0,6562

0,703

0,654

0,7035

1,59

18,35

4

210,179

226,752

248,265

0,6975

0,6921

0,6925

0,6502

0,6938

1,594

18,453

5

263,531

277,411

295,326

0,6854

0,6477

0,681

0,646

0,6824

1,605

18,58

Результаты расчетов оформлены в виде эпюр напряжений и характеристик грунта (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 – Эпюры напряжений и расчетных характеристик грунта

1.3 Расчет общей устойчивости откосов

Цель расчета – оценить сопротивление сдвигу низового откоса насыпи и по величине этого сопротивления назначить оптимальную крутизну откосов и ширину бермы.

Расчетная схема представлена на рисунке 1.6.

Полученный блок смещений разбивается на отсеки, границами которого должны проходить через точки перелома поперечного контура насыпи, точки пересечения кривой смещения с депрессионной поверхностью и поверхностью основания, а также по вертикальному радиусу.

В случае если ширина какого-либо отсека окажется более 5 м, он разбивается на два отсека.

Нагрузка от подвижного состава и веса верхнего строения пути в расчете учитывается фиктивным столбиком грунта шириной  и высотой , который строится по оси пути и определяется по формуле

где  – ширина полосовой нагрузки от верхнего строения пути на однопутном участке, м.

С учетом водонасыщения грунта в зоне подтопления  насыпи в блоке смещения выделяются три слоя, границами которых являются поверхности депрессии и основания.

В верхнем слое I характеристики грунта принимаются по результатам расчета требуемой плотности:

где  и  – прочностные характеристики грунта тела насыпи (таблица 1.1).

      1,15 – коэффициент, учитывающий повышение прочностных характеристик за счет уплотнения грунта при отсыпке.

В среднем слое II характеристики грунта насыпи определяют с учетом взвешивающего действия воды и дополнительного увлажнения после подтопления:

где  – плотность частиц грунта насыпи (таблица 1.1), т/м3;

       – плотность воды, равная 1 т/м3;

       – коэффициенты, учитывающие снижение прочности переувлажненного грунта.

В нижнем слое III грунта основания расчетные значения характеристик определяются с учетом его насыщения водой: