ОАО «РЖД»
СГУПС
Кафедра: «Безопасность жизнедеятельности»
Задание № 1.
по дисциплине: «Защита в ЧС».
тема: «План - конспект».
Выполнил: ст. гр. БТПП-411
Чернышева Т.С.
Проверил: Васильев И. В.
Новосибирск 2004 г.
«Утверждаю»
Начальник ГО СГУПС
______________Комаров И.Л.
«___»____________2004г.
План- конспект
для проведения занятий с рабочими и служащими
третий группы.
Тема: «Организация защиты личного состава формирования при ЧС
мирного времени и при применении противниками современных средств поражения»
Учебно-воспитательные цели:
1. Объяснить работнику обязанности его командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования. Ведение разведки , использование коллективных средств защиты, средств связи и оповещения.
2. Показать работнику как проводится дозиметрический, химический и бактериологический контроли, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.
3. Воспитать чувства ответственности за обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах разрушений, завалов, пожаров, заражений и катастрофических затоплений.
Время:
1-й вопрос 10мин.
2- й вопрос 40 мин.
3- й вопрос 25 мин.
Учебные вопросы:
1. Изучить обязанности командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования. Ведение разведки , использование коллективных средств защиты, средств связи и оповещения.
2. Узнать как проводится дозиметрический, химический и бактериологический контроли, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.
3. Изучить обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах разрушений, завалов, пожаров, заражений и катастрофических затоплений. Страхование лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий по ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время.
Время проведения: 2часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Метод проведения: рассказ, показ, дискуссия.
Материальная обеспеченность: литература, плакаты.
Краткое изложение учебного материала |
Время, мин. |
Заметки по материалу |
Вводная часть. - проверка наличия работников и служа- щих. - контроль изученного материала 1 вопрос 2 вопрос. - сообщение темы, учебных целей и вопросов. |
7 минут |
Контроль провести письменно. Запись темы. Убедиться в готовности технич. оснащения. |
Основная часть занятия. I. Гражданская оборона является всенародным делом. Подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны включает в себя целый комплекс мероприятий. Основные обязанности населения по гражданской обороне: первая- население должно овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками по защите от оружия массового поражения; вторая- население должно выполнять правила защиты от оружия массового поражения (знание сигналов оповещения ,укрытия и убежище, поддержание порядка и др.; третье- население должно активно участвовать в мероприятиях гражданской обороны ; четвертая- воспитывать в себе и товарищах высокие моральные и психологические качества. Защита населения при возникновении ЧС в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны правительства во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, руководителей министерств, ведомств. 2. Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны во всех городах, населенных пунктах. 3. Защита населения планируется и проводится дифференцировано с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов. 4. Мероприятия по защите населения планируются и проводятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами РФ. 5. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического и социального развития республики, края, области , города. Способами защиты населения являются : n Своевременное оповещение; n Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты; n Укрытие в защитных сооружений; n использование средств индивидуальной защиты; n Проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуация населения из городов в загородную зону). Также для гражданской обороны важна разведка. Разведка - вид обеспечения действий сил и мероприятий ГО, заключающийся в своевременном получении данных об обстановке, сложившейся в результате нападения противника, стихийных бедствий , крупных производственных аварий и катастроф. На основании этих данных принимаются решения на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, организацию восстановительных работ. Разведка ведется , как правило , специально подготовленными разведывательными формированиями визуальным наблюдением, непосредственным осмотром местности и объектов, фотографированием и с помощью приборов разведки. Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, которое возлагается на органы ГО. Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства оповещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий. Услышав эти сигналы, надо немедленно включить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или главного управления ГОЧС. Все дальнейшие действия определяются их указаниями. II. Для проведения радиационной разведки и дозиметрического контроля используются дозиметрические приборы, которые позволяют обнаруживать радиоактивные (ионизирующие) излучения и измерять мощность дозы излучений (уровня радиации) на местности, степень зараженности радиоактивными веществами поверхностей различных предметов и дозу радиоактивного облучения людей. Для обнаружения и измерения радиоактивных излучений используются последствия их взаимодействия с веществом окружающей среды. Наиболее целесообразные пути решения задач радиационного мониторинга следующие. Во-первых, проведение индивидуального контроля (повседневного и оперативного) хронического облучения, а также возможных острых облучений персонала радиационно - опасных объектов и определенной части проживающего вблизи них населения. Осуществляется он с помощью интегральных дозиметров. Во-вторых, организация в помещениях с повышенными уровнями радиации оперативного автоматизированного контроля облучения персонала с использованием портативных сигнальных электронных дозиметров. В-третьих, создание постов контроля содержание постов контроля содержания радионуклидов в организме людей на основе стационарных, мобильных, носимых счетчиков (спектрометров) излучения. В-четвертых, организация радиологического контроля окружающей среды, загрязнения РВ различных предметов, рук и ног, одежды, продуктов питания и др. В-пятых, создание системы общественного мониторинга на основе информационных табло и комплекта тех же приборов. С их помощью можно обеспечить население полной информацией об обстановке на данной территории, о дозовых нагрузках людей, загрязнении продуктов питания, одежды, различных предметов и т.д. Дозиметрический контроль - комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений. Для обнаружения отравляющих веществ ввоздухе, на местности, железнодорожных сооружений, подвижном составе и других объектах используют газосигнализаторы и приборы химической разведки или производят забор проб для их отправки на анализ в химических лабораториях. Оценку химической обстановки осуществляют штабы ГО и командиры формирований для организации защиты людей от поражения ОВ и выбора наиболее целесообразных способов действия в условиях химического заражения. Основными параметрами, входящими в оценку ческой химической обстановки, являются масштабы и деятельность химического заражения, а в связи с этим и опасность химического заражения. По данным химической разведки определяю время место и средства применения химического оружия, тип отравляющих веществ , границы зон химического заражения и очаги поражения. Также выявляют санитарное состояние объектов и предъявляются необходимые санитарно-гигиенические требования: статистического изучения (предусматривает систему учётных и отчётных сведений о заболеваемости инфекционными и профессиональными болезнями, проделанной работе и т.д.); лабораторных (физических, химических, физико-химических, бактериологических, вирусологических и др.) исследований, которые служат основой для оценки санитарно-эпидемического состояния объекта, эффективности проведённых мероприятий и т.д. Изучение санитарно-эпидемического состояния населённых мест и находящихся на их территории объектов контроля, а также заболеваемости населения инфекционными паразитарными и профессиональными заболеваниями - основа для проведения необходимых оздоровительных и противоэпидемических мероприятий. При проведении спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах производственного и социального значения. Так же необходимо знать, как действовать при пожаре. При ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий значительные затруднения в проведении спасательных и других неотложных работ будут создавать завалы, массовые пожары и зоны радиоактивного заражения местности с высокими уровнями радиации. Завалы образуются в зонах полного и сильного разрушения наземных объектов и могут быть как сплошными, так и местными. Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. К основным явлениям, характерным для каждого пожара, относятся: химическое взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Прекращение горения при пожаре достигается воздействием на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами; разбавлением горящих веществ или воздуха, поступающего в зону горения, негорючими парами или газами; созданием между зоной горения и горючим материалом (или воздухом) изолирующего слоя из огнетушащих средств. В качестве основного огнетушащего средства используется вода. Распылённые струи воды используются для осаждения дыма, защиты от теплового излучения и для охлаждения поверхностей нагретых конструкций. Помимо воды, в качестве огнетушащих средств широко используются химическая и воздушно-механическая пена, углекислый газ, азот, порошки, водяной пар, а также вещества, тормозящие химическую реакцию горения. |
75минут |
Показать схему обязанности командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования. Показать слайд со схемой. Записать способы защиты населения под диктовку и обсудить важности данного вопроса. Записать под диктовку определение В приложении № 1 представлены виды дозиметрических приборов для населения. Показать наглядно, объяснить для чего нужен данный прибор. Записать под диктовку определение В приложении № 2 представлены приборы химической разведки. Записать под диктовку санитарно-гигиенические требования Задание на дом найти и выписать характеристику местных и сплошных завалов. Обсудить действия при пожаре в различных ситуациях. Показ фильма, показ приборов. |
Заключительная часть. Обсуждение изложенной темы
объяснить непонятные обучаемым моменты.
- подготовиться к контрольной работе; - прочитать и подготовиться к лабораторной работе по приборам радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля ГФ. Используемая литература: 1. И.В. Васильев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на объектах железнодорожного транспорта. 2. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев , Н.И. Акимов « Гражданская оборона» ,М. 1986г. 3. « Гражданская оборона на железнодорожном транспорте» под ред. В.А. Волкова, Г.Т. Ильина ,М 1987г. |
18минут |
Обучаемые должны усвоить свои Обязанности и научиться правильно действовать при возникновении опасности радиационного, химического, бактериологического заражения. Недостатки занятия: т.к. занятие проходит в учебном классе, то основным недостатком является нехватка более наглядных приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, чтобы можно было отработать практические приемы. |
Руководитель занятия: __________________ / Чернышева Т.С. /
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.