9.2 Охрана окружающей среды
9.2.1 Характеристика вокзала станции Адлер с точки зрения его влияния на окружающую среду. Требования Законов РФ к этим влияниям
Вокзалы занимают ведущее место при обслуживании пассажиров на текущих дорогах. Вокзал станции Адлер обслуживает город Адлер и прилегающую к нему курортную зону. В соответствии с величиной единовременной расчетной вместимости вокзал станции Адлер является большим и относится к вокзалам II-го класса.
В дипломном проекте рассматриваются вопросы увеличения пассажиропотока (в настоящее время составляет 2000 тыс. пассажиров в сутки), а значит и рабочей загруженности работников вокзала. Интенсивность транспортного потока на привокзальной площади составляет 150 единиц в час.
Анализ этой информации свидетельствует о все возрастающей необходимости разработки и реализации мероприятий по уменьшению физических загрязнений, к которым относится и шум.
Экологические проблемы сегодняшнего дня выявили необходимость принятия Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ).
Задачами природоохранительного законодательства РФ является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей.
При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую среду и предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнений окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизации, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды.
Выбор мест размещения зданий и строений осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. введена обязательная плата предприятий различных форм собственности и транспорта за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16). Также установлены нормативы допустимых физических воздействий, за превышение которых субъект хозяйственной или иной деятельности несут ответственность (статья 22, статья 45). Статьей 55 закона регламентируется обязанность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума и других физических загрязнений.
Негативное воздействие шума от потока транспортных средств испытывают жители города, проживающие в домах недалеко от вокзала, а также работники вокзала и привокзальных служб.
Шум – физическое загрязнение – отрицательно воздействует на организм человека, вызывая повышенную утомляемость, снижение умственной активности, понижение производительности труда, развитие сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Шум сокращает продолжительность жизни человека в больших городах на 8-12 лет. Физиолого-биохимическая адаптация человека к шуму невозможна.
9.2.2 Расчет шумовых характеристик транспортных потоков
Для оценки шума транспортных потоков международной организацией по стандартизации (ISO) предложен следующий критерий:
(1)
Этот же критерий принят у нас в стране (ГОСТ 20.444-85). Он представляет собой уровень постоянного шума, при котором за данный отрезок времени Т выделяется такая же энергия, что и при непостоянном шуме. Поэтому этот критерий называют эквивалентным.
Последовательность расчета шумовых характеристик транспортных потоков выглядит следующим образом:
1 Выявляются показатели шума всех транспортных средств.
2 Суммируется шум всех транспортных средств по определенному закону.
Сама процедура суммирования при исследовании эквивалентных уровней шума может быть проведена двумя способами. Первый из них заключается в том, что данный момент времени в какой-либо точке пространства суммируют уровни звуков в данной точке от всех источников. При этом получают значения мгновенных суммарных уровней шума системы:
, (2)
где N – число источников шума.
Кроме того, по Li определяют LАэкв по формуле (1).
Второй способ заключается в суммировании эквивалентных за время Т интенсивностей звуковой энергии отдельных источников:
, (3)
где Iэквi – интенсивности звуковой энергии i-го транспортного средства за время наблюдения Т.
Тогда
(4)
По величине эквивалентного уровня шума определяется величина акустического дискомфорта ∆L в данном месте как разность между LАэкв и допустимым уровнем Lн.
Уровень шума на произвольном расстоянии от источника:
(5)
где (см рисунок 1)
LАiИСТ – уровень шума в измеряемой начальной точке.
Рисунок 1 – Определение шума на произвольном расстоянии от источника
Текущее значение интенсивности звуковой энергии в точке наблюдения:
Расчетная точка – вокзал станции Адлер. Интенсивность движения – 150 ед. час.
Исходные данные:
- среднее значение звукового давления для одной характерной машины в потоке в течение часа определено Р1 = 0,025 Па, t1 = 10 мин; Р2 = 0,021 Па, t2= 20 мин; Р3 = 0,32 Па, t3 = 30 мин.
- пороговые значения звукового давления и интенсивности равны Ро = 2∙10-5 Па, I = 10-12 Вт/м;
- скорость звука в среде а = 340 м/с;
- координаты рассматриваемой точки х = 20 м, у = 10 м.
Время Т = 1 ч.
Рассматриваемая сфера
м
По формуле найдем уровень звука:
дБ
дБ
дБ
Пользуясь формулой (1), определяем интенсивность звука в звуковой волне следующим образом:
Так как ; , то после преобразований
, Вт/м
Вт/м
Вт/м
Вт/м
Найдем звуковую мощность источника излучения (единичной машины) по формуле:
, Вт;
Вт;
Вт;
Вт;
Определяем эквивалентный критерий уровня шума для одиночных машин по измерениям в течение Т = 1 час = 60 мин.
дБА
Суммарный эквивалентный уровень шума для потока машин за тот же час определяется, если известно распределение однотипных машин по времени. Примем, что за время t1 прошло N1 машин, пропорционально времени, то есть
;
машин
машин
машин
Эквивалентный шум определяется
, дБА
Рассчитаем по формуле (5) уровень шума на произвольном расстоянии от транспортного средства (по эквивалентному критерию шума, который определяется на расстоянии 7,5 м) для одиночной машины:
, дБА
, дБА
Таким образом, установлено, что транспортный поток машин, интенсивность которого составляет 150 автомашин за 1 ч, создает эквивалентный уровень шума 80,82 дБА, что соответствует данным для жилой улицы и создает акустический дискомфорт.
Следовательно, необходимо разработать план мероприятий по снижению уровня шума в помещении. Такими мероприятиями могут быть дополнительное остекление, соответствующая планировка помещений и использование звукопоглощающих материалов при строительстве и т.д., не говоря уже о сокращении интенсивности движения транспорта в данном месте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.