3.6. Основы теории экспертных оценок
3.6.1.Сущность метода экспертных оценок
Повышение научного уровня управления сегодня не мыслимо без широкого привлечения математических методов и моделей. Однако полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их сложности, недостаточной полноты и достоверности информации. А это существенно затрудняет решение задач планирования, прогнозирования, оперативного управления и контроля, столь важных в различных областях человеческой деятельности, в том числе ‑ в военной области. В связи с этим на практике все шире используются методы экспертных оценок, под которыми понимают систему логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений [1]. Применение методов экспертного оценивания позволяет реализовать активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений.
Определение 3.6. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении специально сформированной группой экспертов многоэтапной процедуры интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой их суждений и формальной обработкой полученных результатов.
Указанные результаты используются в дальнейшем в качестве исходной информации для окончательного принятия решения соответствующими руководителями. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет нередко получить эффективное решение проблемы.
Характерными особенностями метода экспертного оценивания, как одного из научных подходов к решению неформализуемых или слабоформализуемых проблем, являются следующие:
‑ научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертного оценивания;
‑ применение количественных методов, как при организации экспертного оценивания, так и оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке полученных результатов.
Указанные особенности отличают метод экспертных оценок от давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
Области применения метода экспертных оценок достаточно
обширны. Примерами задач, которые решаются на основе этого метода являются:
‑ задачи прогнозирования развития техники определенной области;
‑ задачи определения альтернативных вариантов принятия решений при оперативном управлении системой;
‑ задачи анализа и выбора вариантов структур АСУ;
‑ задачи выбора вариантов развития военно-технических систем (ее структуры, средств, технологии управления процессом создания эксплуатации и т.п.);
‑ задачи обоснования критериев оценки эффективности применения систем (объекта);
‑ задачи определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности (последовательности реализации);
‑ задачи распределения ресурсов (боевых средств) для достижения поставленных целей;
‑ задачи формирования («генерирования») перечня возможных альтернативных действий в различных предметных областях.
Перечень указанных задач может быть продолжен [1,4,6,7].
3.6.2. Организация экспертного оценивания
Организационно процедуры проведения экспертного оценивания могут включать в себя несколько этапов. При этом для проведения экспертного оценивания той или иной неформализуемой (слабоформализуемой) проблемы лицами, отвечающими за ее решение (или по-другому ЛПР), заранее формируется штаб руководства экспертным оцениванием, в состав которого входит группа управления экспертным оцениванием и ЛПР.
Первым этапом экспертного оценивания является подготовка (разработка) руководящего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В документе отражаются следующие вопросы:
‑ постановка задачи экспертного эксперимента;
‑ цели эксперимента;
‑ обоснование необходимости проведения экспертизы;
‑ сроки выполнения работ;
‑ задачи и состав группы управления;
‑ обязанности и права группы;
‑ финансовое и материальное обеспечение работ.
Данный документ готовится в штабе руководства экспертным оцениванием.
На втором этапе группа управления осуществляет работу по подбору экспертной группы и решение при этом следующих задач:
‑ уяснение решаемой проблемы;
‑ определение перечня областей деятельности, связанных с решаемой проблемой;
‑ определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности;
‑ определение количества и предварительного состава экспертов в группе;
‑ анализ квалификации экспертов и уточнение списка экспертов в группе;
‑ получение согласия экспертов на участие в работе;
‑ составление окончательного списка состава экспертов.
При подборе экспертов представители группы управления, организующие проведение экспертного оценивания, руководствуются следующими основными требованиями, предъявляемыми к эксперту:
‑ компетентность ‑ степень его необходимой квалификации в заданной предметной области, которая оценивается с помощью анкетного опроса, путем интервьюирования, анализом предыдущей деятельности [1,6,7];
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.