5 Вариант переустройства вокзала станции «Н»
В дипломном проекте рассматривается переустройство вокзала станции Новороссийск. Необходимость переустройства обусловлена целым рядом объективных факторов. Одним из них является значительный рост пассажиропотока за последние несколько лет. Так, например, если в 1997 году вокзал отправлял в среднем за сутки 838 человек в прямом и местном сообщении, 716 в пригородном, то в 2000 году среднесуточное отправление пассажиров в прямом и местном сообщении составило 1692 человека, в пригородном – 1164 человек. Такой рост пассажиропотока обусловлен тем, что вокзал обслуживает не только г. Новороссийск, но и прилегающую к нему курортную зону, в которую входят г. Геленджик, а также многочисленные курортные поселки, расположенные по побережью Черного моря протяженностью более 100 км. В летние месяцы в среднем за сутки отправляется 4470 пассажиров в прямом и местном сообщении 1454 пассажиров в пригородном сообщении.
Безусловно, увеличению размеров пассажирского движения должны сопутствовать: значительное расширение площадей вокзалов, изменение планировки вокзальных помещений, создание поточных технологических линий обслуживания пассажиров, что и предлагается в дипломном проекте.
Согласно «Технологическому процессу работы вокзала» расчетная единовременная вместимость вокзала составляет 1200 пассажиров, но это значение не соответствует действительности, так как рассчитано для общей площади вокзала Sобщ = 1267 кв. м, включая технические помещения, которые не должны при расчете входить в рабочую площадь. Учитывая особенности планировки помещений, для которого может быть рассчитана единовременная вместимость, является зал ожидания, который в то же время используется как вестибюль и операционный зал. Площадь зала ожидания для пассажиров составляет 287,3 кв. м, что обеспечивает единовременную вместимость 200 пассажиров, и что не соответствует пассажиропотоку в настоящее время.
5.1 Расчет единовременной вместимости вокзала станции «Н»
Единовременная расчетная вместимость вокзала – это общее число единовременно обслуживаемых пассажиров, пользующихся услугами вокзала, с учетом встречающих и провожающих. Единовременная вместимость устанавливается отдельно для пассажиров дальнего и местного сообщений, следующих на расстояние более 150 км, и отдельно для пассажиров пригородного сообщения.
Единовременная вместимость вокзала определяется по следующей формуле:
, пасс,
где: С – среднесуточный поток пассажиров отправления за год, пасс.;
К1 – коэффициент неравномерности, учитывающий изменение среднесуточных потоков пассажиров за три наиболее нагруженных месяца, а) для дальнего и местного сообщения К1 = 2, б) для пригородного сообщения К1 = 1,3;
К2 – коэффициент, учитывающий пассажиров прибытия, встречающих и провожающих; для пассажиров дальнего и местного сообщения принимается от 1,1 до 1,25, пригородных – 1;
Н – норма расчетной вместимости вокзала в процентах от среднесуточного потока пассажиров отправления.
Для дальнего и местного сообщений:
С = 1692 пасс., Н=30 %.
Единовременная расчетная вместимость вокзала для дальнего и местного сообщений составит:
, пасс.
Для пригородного сообщения:
С = 1164 пасс., Н = 5 %
Единовременная расчетная вместимость вокзала для пригородного сообщения составит:
, пасс.
Так как на вокзале станции «Н» не производится разделение пассажиров дальнего, местного и пригородного сообщений, то единовременная расчетная вместимость вокзала составит:
N = Nдаль + Nприг, пасс
N = 1218 + 76 = 1294 пасс.
В связи с полученным значением становится очевидным, что настоящий вокзал станции «Н» не справляется с пассажиропотоком. Вариант переустройства вокзала представлен на чертежном листе 4.
5.2 Расчет площадей проектируемых помещений
Чтобы пассажирам обеспечивались должный комфорт и быстрота обслуживания, вокзал должен иметь достаточную площадь помещений и рациональное их использование. В дипломном проекте предлагается увеличить площадь помещений за счет надстройки второго этажа над центральной частью вокзала, на котором разместятся зал ожидания, комната матери и ребенка, ресторан. На первом этаже будет располагаться операционный зал, камера хранения, телеграф, медпункт.
Площади помещений вокзала определяются единовременной расчетной вместимостью.
Площадь отдельного помещения вокзала определяется по формуле:
, м2
где: F – единичная норма площади помещения, м2/чел;
р – норма усредненного распределения пассажиров по основным помещениям пассажирского здания, %;
N – единовременная расчетная вместимость, чел.
Нормативные показатели для определения площадей отдельных помещений сведены в таблицу 9.
Таблица 9 – Нормативные показатели для определения площадей помещений
№№ |
Наименование помещения |
р, % |
F, м2/чел |
1 |
Вестибюль |
30 |
1,2 |
2 |
Кассовый зал |
18 |
1,2 |
3 |
Зал ожидания |
32 |
1,6 |
4 |
Ресторан |
7 |
1,6 |
5 |
Камера хранения |
3 |
1,5 |
6 |
Комната матери и ребенка |
5 |
5,4 |
Требуемые площади помещений вокзала составят:
1) зал ожидания
м2;
2) вестибюль
м2;
3) кассовый зал
м2;
4) комната матери и ребенка
м2;
5) камера хранения
м2;
6) ресторан
м2.
Рассчитанные площади помещений вокзала не могут быть обеспечены предполагаемым переустройством. Поэтому в дипломном проекте предлагаются следующие значения площадей основных помещений вокзала:
1) зал ожидания S = 447,3 м2;
2) операционный зал S = 275,3 м2;
3) комната матери и ребенка S = 150,4 м2;
4) камера хранения S = 53,4 м2;
5) ресторан S = 165,7 м2.
5.3 Технология работы проектируемого вокзала
Расположение вокзальных помещений должно учитывать пути следования пассажиров к поезду и от него. Наиболее целесообразными являются такие технологические схемы обслуживания пассажиров: для пассажиров прибытия – «платформа – справочное бюро – камера хранения – привокзальная площадь»; для пассажиров отправления – «привокзальная площадь – справочное бюро – камера хранения – кассы – залы ожидания – платформы». Пути следования потоков пассажиров разных категорий должны быть удобными и короткими, не пересекаться друг с другом и потоками багажа, а также не иметь возвратные передвижения. Существующая планировка помещений совершенно не соответствует данному принципу, так как камера хранения ручной клади расположена напротив здания вокзала, багажное отделение – на перроне, что не может не вызывать возвратных передвижений.
Изменение планировки вокзальных помещений позволит решить эту проблему и хотя бы частично разделить потоки пассажиров различных категорий. Так, например, расположение зала ожидания и комнаты матери и ребенка на втором этаже обеспечит удобство и комфорт для пассажиров дальнего и местного следования, которые свободно смогут проходить по переходной галерее к поездам, не пересекая маршруты следования пассажиров пригородного сообщения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.