5.3 Анализ прибыли дороги от грузовых перевозок
Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Прибыль – это форма чистого дохода, которая определяется как разница между доходами и расходами. Она используется как денежная форма распределения прибавочного продукта и чистого дохода между предприятиями и вышестоящими организациями, так на железнодорожном транспорте прибыль распределяется на трех уровнях:
- между линейными предприятиями и отделениями дороги;
- между отделениями и управлениями дороги;
- между дорогами и МПС.
За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторы формирования, так и распределения.
Грузовые перевозки за анализируемый 1999-2003 г. были всегда прибыльны. За счет них дорога покрывала убытки от других видов деятельности (главным образом, от пассажирских перевозок, внереализационных и прочих операций) и в итоге еще получала прибыль (см. рисунок 5.3).
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над эксплуатационными расходами.
Прибыль от грузовых перевозок в 1999 году составила 3462,5 млн. руб. В 2000 году прибыль от грузовых перевозок составила 4537,5 млн. руб (131% к 1999 году), в 2001 году прибыль увеличилась и составила 5833,4 млн. руб (168% к 1999 году), в 2002 году прибыль уменьшилась по сравнению с 2001 годом, а по отношению к 1999 году увеличилась (132% к 1999 году). В 2003 году за 9 месяцев прибыль составила 3960 млн. руб.
Рисунок 5.3 – Прибыль (П) дороги от грузовых перевозок)
5.4 Анализ рентабельности грузовых перевозок
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Рентабельность от грузовых перевозок рассчитывается по формуле:
где R – рентабельность, %
П – прибыль, млн. руб;
Р – расходы, млн. руб.
Анализ рентабельности грузовых перевозок за 1999-2003 гг. показал, что рентабельность имела максимальное значение в 1999 г. и достигла 74,1% (см. рисунок 5.4). В последующий период с 2000 по 2003 года рентабельность упала с 74,1% до 29,3%. В 2002 году произошло резкое падение до 29,3%. В 2000 году 63,7%, а в 2001 году рентабельность начинает расти до 64,1%, а за 9 месяцев 2003 года рентабельность составила 30%. Резкое снижение в 2002 году связано не только с ростом прибыли, но и увеличением расходов по грузовым перевозкам.
Рисунок 5.4 – Рентабельность грузовых перевозок
Таблица 5.1 – Показатели работы Северо-Кавказской железной дороги в 1999 – 2003 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.