На новых алюминиевых заводах, оснащенных электролизерами большой мощности с верхним подводом тока, от механизации отдельных операций переходят к комплексной механизации наиболее трудоемких операций и автоматическому контролю технологического хода электролизеров, Для корпусов с верхним токоподводом используют напольно-рельсовые машины типа МНР, для обожженных анодов - комплексные анодные краны или напольные машины. Для бокового токоподвода имеются опытные образцы комбайнов, совмещающих операции по извлечению, правке и забивке штырей.
Вариант машины комбайного типа для электролизеров с боковым токоподводом, наиболее полно отвечающей современным условиям выполнения операций по призязке их к технологическому циклу обслуживания, был разработан Иркутским филиалом ВАМИ. При создании машины был использован имеющийся опыт конструирования и результаты испытаний основных узлов.
Машина предназначена для обслуживания анодного хозяйства электролизеров средней мощности и позволяет выполнять следующие операции: извлечение штырей и правку, укладку штырей в кассету, забивку штырей в анод.
Конструктивно машина представляет собой четырехколесное самоходное шасси, оборудованное рабочими органами для извлечения и забивки штырей, прессом для правки штырей и кассетой для их хранения и транспортировки.
Шасси машины состоит из следующих основных агрегатов и узлов: рамы, переднего управляемого и заднего ведущих мостов, подъемно-поворотного устройства, силового агрегата, включающего: дизельный двигатель Д21А, раздаточную коробку с муфтой сцепления, гидронасосы, реверсивную коробку, цепную передачу на ведущий мост. В зоне рабочего места водителя установлены все педали управления машиной. Передний и задний мосты, рулевое управление и тормозная система применяются с электропогрузчика ЭП20 (ЗП-202}, а реверсивная коробка — с автопогрузчика 4045М.
Рабочий орган, состоящий из захватной головки и гидроцилиндров извлечения с упорами, закреплен на каретке, перемещающейся по направляющему двутавру. Он имеет гидроцилиндр основного перемещения, выполняющий также роль цилиндра забивки, рычажный механизм, каретку поперечного перемещения и гидроцилиндр разворота штыря вокруг продольной оси.
Пресс гидравлического типа для правки штырей способен развивать усилие до 75 тс. В кассете предусмотрено горизонтальное расположение штырей.
К обслуживаемому электролизёру машина подъезжает с пустой кассетой и настраивается на крайний штырь. Настройка на штырь производится с помощью механизма передвижения взад-вперед, а также с помощью поперечного хода каретки. Захватив штырь, водитель гидроцилиндром извлечений рабочего органа страгивает его с места и окончательно извлекает из анода с помощью гидроцилиндра основного перемещения. Одновременно рамкой, перемещающейся вдоль головки захвата, штырь прижимается к крюку головки и удерживается в горизонтальном положении. После извлечения штыря рабочий орган машины перемещается в зону правки и укладки штыря в кассету. В случае необходимости правки штыря его вводят между губками пресса и правят, после чего, манипулируя подъемом и передвижением кареток рабочего органа, штырь устанавливается в кассету, освобождается от крюка захвата, а рабочий орган возвращается в исходное положение.
При операциях по забивке штырей необходимо снять с гидроцилиндров извлечения легкосъемкые упоры. Далее, накинув крюк на штырь и поджав его с помощью плунжерных гидроцилиндров, водитель извлекает штырь из ячейки кассеты, разворачивает его к аноду электролизера и, настроившись по высоте анода, устанавливает штырь в исходное положение для забивки. Угол забивки штыря регулируется с помощью рычажного механизма.
Для забивки штыря в анод водитель включает гидроцилиндр основного перемещения, и штырь начинает внедряться в анод.
Для алюминиевых заводов с обожженными анодами также создают средства механизации в виде комплексных анодных кранов и напольных машин. При этом должны выполняться следующие операции: захват анодных огарков, размыкание контактных зажимов, извлечение огарков с установкой их на транспортную тележку, захват и установка нового анода, замыкание контактных зажимов. Дополнительно они могут дооборудоваться механизмами для чистки контакта шина — анододержатель, а также механизмами, подготавливающими место на электролизере для постановки нового анода и чистки "огарка" от электролита. Последние операции наиболее трудоемки и выполняются в условиях высоких температур и газовыделений.
За рубежом известны машины напольного типа для обслуживания обожженных анодов. Как правило, их изготовляют со стрелой и механизмом грейферного типа для зачистки гнезда под анод.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.