При тепловом расчёте синхронных машин пренебрегают передачей тепла от ротора к статору ввиду относительно большой величины воздушного зазора и наличия межполюсных окон, через которые проходит охлаждающая среда. Это допущение позволяет независимо проводить тепловой расчёт статора и ротора.
5.1 Тепловой расчёт статора
Тепловой расчёт статора проводится при допущении незначительного влияния внутреннего теплового сопротивления обмотки, что справедливо для крупных электрических машин с обмотками из прямоугольного провода, укладываемых в открытые пазы.
Тепловая схема замещения статора представлена на рисунке 7.1.
![]() |
5.1.1 Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями
где Вт/°C ·м–
коэффициент удельной теплопроводности меди (таблица 5-2 [7]),
– число
пазов статора,
–
число эффективных проводников в пазу статора,
– число
элементарных проводников в одном эффективном,
м2– сечение элементарного проводника
обмотки статора.
5.1.2 Тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки и сердечником
5.1.2.1 Тепловое сопротивление пазовой изоляции
где –
двусторонняя толщина изоляции провода статора,
м– толщина пазовой изоляции,
·м–
коэффициент теплопроводности пазовой изоляции (по таблице 3.3 [3]).
5.1.2.2 Тепловое сопротивление воздушных прослоек
где
– технологический зазор,
– коэффициент теплопроводности воздуха
[3].
°C/Вт.
5.1.3 Тепловое сопротивление лобовой части обмотки
5.1.3.1 Тепловое сопротивление изоляции лобовой части
где
– толщина изоляции лобовых частей,
– коэффициент теплопроводности лобовых
частей.
5.1.3.2 Скорость воздуха в зоне лобовых частей обмотки статора
,
где –
расстояние между лобовой частью и щитом,
м- длина вылета лобовых частей обмотки статора (пункт
3.8.2),
м3/с–
расход воздуха через лобовую часть обмотки статора (пункт 5.4).
5.1.3.3 Коэффициент теплоотдачи с поверхности лобовых частей
5.1.3.4 Тепловое сопротивление теплоотдачи с поверхности лобовых частей
5.1.4 Тепловое сопротивление обмотки статора в радиальных каналах
5.1.4.1 Тепловое сопротивление изоляции в радиальном канале
5.1.4.2 Скорость воздуха в радиальных каналах статора в зоне обмотки
где
м3/с–
расход воздуха через радиальные каналы статора (пункт 5.4).
5.1.4.3 Коэффициент теплоотдачи с поверхности обмотки статора в радиальных каналах
5.1.4.4 Тепловое сопротивление теплоотдачи с поверхности обмотки статора в радиальных каналах
5.1.5 Тепловое сопротивление сердечника статора
5.1.5.1 Тепловое сопротивление пакета поперёк листов электротехнической стали
где Вт/°C ·м–
коэффициент теплопроводности стали поперёк листов (по таблице 5-2 [7]).
5.1.5.2 Скорость воздуха в радиальных каналах статора
5.1.5.3 Коэффициент теплоотдачи с боковой поверхности радиальных каналов
5.1.5.4 Тепловое сопротивление теплоотдачи с боковой поверхности пакетов
5.1.5.5 Тепловое сопротивление пакетов статора в осевом направлении
5.1.5.6 Тепловое сопротивление ярма вдоль листов
где Вт/°C ·м –
коэффициент теплопроводности стали вдоль слоя
(по таблице 5-2 [7]).
5.1.5.7 Скорость воздуха при выходе из радиальных каналов
5.1.5.8 Коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности сердечника статора
5.1.5.9 Тепловое сопротивление теплоотдачи с наружной поверхности сердечника статора
5.1.5.10 Тепловое сопротивление в направлении наружной поверхности сердечника статора
5.1.5.10 Тепловое сопротивление зубцов статора вдоль листов
,
где – высота зубца статора.
Максимальная ширина зубца статора
Минимальная ширина зубца статора
5.1.5.11 Окружная скорость ротора
5.1.5.12 Коэффициент теплоотдачи с внутренней поверхности сердечника статора
5.1.5.13 Тепловое сопротивление теплоотдачи с внутренней поверхности сердечника статора
5.1.5.14 Тепловое сопротивление в направлении внутренней поверхности сердечника статора
5.1.6 Расчёт перегревов
Исходная система уравнений
Система уравнений для расчёта перегревов
где
Λ12==475.693
Вт/°С
Λ13==93.577
Вт/°С
Λ14==10.102
Вт/°С
Λ24==161.063
Вт/°С
Λ34==254.674
Вт/°С
проводимости тепловых потоков соответствующих тепловых сопротивлений.
– перегрев пазовой части обмотки статора
– перегрев лобовой части обмотки статора
– перегрев магнитопровода статора
– электрические потери в пазовой
части обмотки статора
– электрические потери в лобовой части
обмотки статора
– потери в стали магнитопровода статора
Активное сопротивление пазовой части
Активное сопротивление лобовой части
;
;
Решаем систему уравнений
,
Θ=
Перегрев пазовой
части обмотки статора °С.
Перегрев лобовой
части обмотки статора °С.
Перегрев
магнитопровода статора °С.
Среднее превышение температуры обмотки статора
5.2 Тепловой расчёт ротора
При косвенном
воздушном охлаждении обмотки возбуждения, выделяющиеся в ней потери в основном
отводятся через наружную поверхность. Скорость движения воздуха относительно
обмотки возбуждения зависит от окружной скорости ротора, которая и определяет
интенсивность охлаждения. Кроме того, торцевые участки и участки катушки вдоль
длины полюсов охлаждаются по разному, что определяет зависимость результирующего
коэффициента теплопередачи от отношения .
Для однорядной обмотки возбуждения её перегрев над температурой охлаждающего воздуха можно определить соотношением:
Предельно допустимое превышение температуры обмотки возбуждения с изоляцией класса F составляет 100°С.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.