Министерство образования и науки РФ
Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок»
«Проектирование системы подчинённого регулирования скорости тиристорного электропривода постоянного тока»
Вариант №8
Студент: Солнцев А.С. Преподаватель: Панкратов В.В.
Факультет: ФМА
Группа: ЭМ-51
г. Новосибирск, 2009
1. Задание на РГЗ
Спроектировать систему подчиненного регулирования скорости тиристорного электропривода постоянного тока.
2. Исходные данные
Вариант №8;
Тип двигателя: 2ПН132LГУХЛ4;
Технические данные двигателя:
Номинальная мощность
кВт;
Номинальное напряжение обмотки якоря
В;
Номинальное напряжение обмотки возбуждения
В;
Номинальная частота вращения
об/мин;
КПД в номинальном режиме работы
о.е.;
Сопротивление обмотки при
:
Якоря
Ом;
Добавочных полюсов
Ом;
Возбуждения
Ом;
Индуктивность цепи якоря
мГн;
Момент инерции
.
Требуемый диапазон регулирования частоты вращения:
;
Допустимая относительная статическая ошибка
регулирования:
.
Превышение температуры обмоток в установившемся
тепловом состоянии ДПТ типа 2ПН соответствует классу изоляции В (температура
).
Для расчёта необходимо привести активные сопротивления двигателя к рабочей температуре:
![]()
где
– температурный коэффициент
электрического сопротивления меди;
– превышение температуры.
Найдём значения сопротивлений:
;
;
.
Полное сопротивление якорной цепи двигателя:
.
Так как КПД определено для параллельного включения обмотки возбуждения, то номинальный ток якорной цепи так:

где
– номинальное напряжение
двигателя.
1. Расчёт силового согласующего трансформатора для питания тиристорного преобразователя
Трансформатор в управляемом вентильном электроприводе необходим для согласования напряжения сети с напряжением двигателя.
Фазное напряжение вторичной обмотки трансформатора:

где
– коэффициент запаса по напряжению
сети;
− коэффициент запаса по
напряжению, учитывающий неполное открытие вентилей при максимальном управляющем
сигнале;
− коэффициент запаса по
напряжению, учитывающий падение напряжения в вентилях схемы и в обмотках
трансформатора;
− коэффициент, устанавливающий
зависимость между средневыпрямленным напряжением преобразователя и напряжением
вторичной обмотки трансформатора, для мостовой схемы выпрямления;

Коэффициент трансформации:

Действующие значения токов фаз вторичной и первичной обмоток:

![]()
где
и
–
коэффициенты для мостовой схемы выпрямления по [1].
Типовая мощность трансформатора:
![]()
где
− коэффициент для мостовой схемы
выпрямления по [1].
Принимаю трансформатор мощностью ![]()
Приведенное к вторичной обмотке активное сопротивление одной фазы трансформатора:

где
− потери активной мощности
трансформатора в режиме короткого замыкания.
Реактивное сопротивление одной фазы трансформатора, приведенное к вторичной обмотке:

где
− полное сопротивление одной фазы трансформатора,
приведенное ко вторичной обмотке;
− напряжение короткого замыкания
трансформатора.
Индуктивность трансформатора, приведенная к вторичной обмотке:

Эквивалентные параметры якорной цепи двигателя:
Так как в мостовой схеме выпрямления ток нагрузки протекает одновременно через две фазы трансформатора, то:
![]()
![]()
Максимальная средневыпрямленная ЭДС:
![]()
Максимальное значение средневыпрямленной ЭДС с учётом ограничения угла регулирования:
![]()
Коэффициент передачи тиристорного преобразователя по управляющему воздействию:

где
– максимальное напряжение
управления.
Силовая схема электропривода представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Силовая схема электропривода
На схеме приняты следующие обозначения:
M − двигатель постоянного тока;
Т – согласующий трансформатор;
S1 − тумблер, включающий напряжение питания;
LM – обмотка возбуждения;
UVS – группа тиристорных преобразователей;
UVD − группа диодных выпрямителей.
3. Синтез СПР и построение статических характеристик ЭП
На рисунке 2 приведена общая структурная схема СПР по скорости:

Рисунок 2 Общая структурная схема СПР по скорости
Синтез контура регулирования тока якоря (КРТ)
Контур тока является внутренним контуром системы подчинённого регулирования. В его состав входят тиристорный преобразователь и электромагнитная составляющая двигателя.
Оптимизация параметров контура проводится при следующих допущениях:
1) Тиристорный преобразователь является звеном, передаточная функция которого имеет вид:

Постоянная
времени управляющего преобразователя (
) достаточно мала и ее можно
принять в качестве малой некомпенсируемой постоянной времени
;
2) Режим тока якорной цепи двигатель – преобразователь непрерывный.
На рисунке 3 приведена структурная схема КРТ:

Рисунок 3 Структурная схема КРТ
Коэффициент обратной связи по току как отношение максимально возможного сигнала задания тока к максимально-допустимому току якоря:

Передаточная функция разомкнутого КРТ:

При настройке контура тока на технический оптимум, желаемая передаточная функция имеет вид:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.