
Передаточная функция регулятора тока согласно структурной схеме показанной на рисунке 3, определяется из условия:
![]()
Получим передаточную функцию регулятора тока:

где
– эквивалентная электромагнитная
постоянная якорной цепи равная

Подставим численные значения величин:

Получили пропорциональный ПИ – регулятор тока.
Тогда передаточная функция разомкнутого КРТ, после подстановки численных значений примет вид:

На рисунке 4 показана принципиальная схема РТ на
операционном усилителе, где
− усилитель с
бесконечным усилением:

Рисунок 4 Принципиальная схема РТ на операционном усилителе
Синтез контура регулирования скорости (КРС) при настройке на технический оптимум
Структурная схема КРС показана на рисунке 5.

Рисунок 5 Структурная схема КРС
КРС является внешним по отношению к КРТ. При синтезе регулятора скорости (РС) передаточная функция замкнутого контура тока с достаточной точностью аппроксимируется выражением:

Тогда некомпенсируемой малой постоянной времени в контуре регулирования скорости является величина равная:
![]()
а компенсируемой постоянной времени будет являться –
электромеханическая постоянная электропривода
.
В зависимости от требований, предъявляемых к ЭП по точности, диапазону регулирования и форме переходных процессов, регулятор скорости в структурной схеме (рисунок 5) выбирают из условия, чтобы желаемая передаточная функция при настройке на технический оптимум имела вид:

Передаточная функция разомкнутого КРС имеет вид:

Передаточная функция регулятора скорости, определяется из условия:
![]()
получим передаточную функцию регулятора скорости из этого условия:

где


– максимальное значение напряжения
задания;
– коэффициент обратной связи по
скорости;

– номинальная угловая скорость
вращения двигателя.
Подставив значения, получим:

Передаточная функция разомкнутого КРС после подстановки значений примет вид:

Получили пропорциональный ПИ – регулятор скорости.
Принципиальная схема регулятора скорости на операционном усилителе представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 Принципиальная схема регулятора скорости на операционном усилителе
Определение диапазона регулирования при настройке на технический оптимум
Для нахождения
воспользуемся выражением для
скоростной характеристики при номинальном режиме:

где
– электромеханическая постоянная
времени, равная:

тогда

Тогда скоростная характеристика примет вид:

Минимальная частота вращения:

Скоростная характеристика представлена в приложении 1 на рисунке 1.
Можно получить следующий диапазон регулирования для заданной погрешности:

где
– просадка скорости равная:

Так как
, то требования к статической
точности, даже на минимальной скорости, не удовлетворяют условиям регулирования
во всём диапазоне.
Погрешность регулирования скорости:

Так как погрешность регулирования скорости
, то контур регулирования скорости
надо настраивать на симметричный оптимум.
Синтез КРС при настройке на симметричный оптимум (СО)
Структурная схема КРС при настройке на симметричный оптимум показана на рисунке 7.
Рисунок 7 Структурная
схема КРС при настройке на симметричный оптимум
Синтез регулятора скорости:

Регулятор скорости в структурной схеме (рисунок 7) выбирают из условия, чтобы желаемая передаточная функция при настройке на симметричный оптимум имела вид:

Тогда, исходя из условия, что
, запишем выражение для
:

Значит
,
.
Тогда

Скоростная характеристика представлена в приложении 1 на рисунке 2.
Зададимся допустимым коэффициентом неравномерности вращения:

то должно выполняться условие:

Тогда, в соответствии с выражением, можно определить допустимые пульсации тока или момента сопротивления в относительных и абсолютных единицах:

Пульсации тока:

или

Пульсации момента

или

где
– номинальный момент двигателя
равный:
![]()
4. Вывод
В ходе выполнения расчётно−графического задания были рассчитаны параметры электропривода: постоянные времени, коэффициенты усиления, коэффициенты обратных связей. Представлена структурная схема двухконтурной системы подчиненного управления двигателем постоянного тока с параллельным возбуждением с регуляторами тока и скорости. Рассчитан регулятор тока согласно с техническим оптимумом, представлена структурная схема и принципиальная схемы контура тока. Регулятор скорости рассчитан в соответствии с заданными параметрами точности регулирования скорости. Произведена настройка КРС на симметричный оптимум. Определены диапазон регулирования скорости, а также пульсации тока и момента двигателя. Представлена структурная и принципиальная (на операционном усилителе) схемы контура регулирования скорости, регулятора скорости.
Получены навыки по синтезу СПР, настройки контуров на два вида оптимумов.
5. Список литературы
· И.П.Копылов, Б.К.Клоков Справочник по электрическим машинам в двух томах – Том1. - Энергоатомиздат, 1989. – 688 с.
· Г.М.Симаков Учебное пособие к курсовому проектированию: «Система автоматического управления электроприводами» - Новосибирск: НГТУ, 2006.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.