Передаточная функция регулятора тока согласно структурной схеме показанной на рисунке 3, определяется из условия:
Получим передаточную функцию регулятора тока:
где – эквивалентная электромагнитная постоянная якорной цепи равная
Подставим численные значения величин:
Получили пропорциональный ПИ – регулятор тока.
Тогда передаточная функция разомкнутого КРТ, после подстановки численных значений примет вид:
На рисунке 4 показана принципиальная схема РТ на операционном усилителе, где − усилитель с бесконечным усилением:
Рисунок 4 Принципиальная схема РТ на операционном усилителе
Синтез контура регулирования скорости (КРС) при настройке на технический оптимум
Структурная схема КРС показана на рисунке 5.
Рисунок 5 Структурная схема КРС
КРС является внешним по отношению к КРТ. При синтезе регулятора скорости (РС) передаточная функция замкнутого контура тока с достаточной точностью аппроксимируется выражением:
Тогда некомпенсируемой малой постоянной времени в контуре регулирования скорости является величина равная:
а компенсируемой постоянной времени будет являться – электромеханическая постоянная электропривода .
В зависимости от требований, предъявляемых к ЭП по точности, диапазону регулирования и форме переходных процессов, регулятор скорости в структурной схеме (рисунок 5) выбирают из условия, чтобы желаемая передаточная функция при настройке на технический оптимум имела вид:
Передаточная функция разомкнутого КРС имеет вид:
Передаточная функция регулятора скорости, определяется из условия:
получим передаточную функцию регулятора скорости из этого условия:
где
– максимальное значение напряжения задания;
– коэффициент обратной связи по скорости;
– номинальная угловая скорость вращения двигателя.
Подставив значения, получим:
Передаточная функция разомкнутого КРС после подстановки значений примет вид:
Получили пропорциональный ПИ – регулятор скорости.
Принципиальная схема регулятора скорости на операционном усилителе представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 Принципиальная схема регулятора скорости на операционном усилителе
Определение диапазона регулирования при настройке на технический оптимум
Для нахождения воспользуемся выражением для скоростной характеристики при номинальном режиме:
где – электромеханическая постоянная времени, равная:
тогда
Тогда скоростная характеристика примет вид:
Минимальная частота вращения:
Скоростная характеристика представлена в приложении 1 на рисунке 1.
Можно получить следующий диапазон регулирования для заданной погрешности:
где – просадка скорости равная:
Так как , то требования к статической точности, даже на минимальной скорости, не удовлетворяют условиям регулирования во всём диапазоне.
Погрешность регулирования скорости:
Так как погрешность регулирования скорости , то контур регулирования скорости надо настраивать на симметричный оптимум.
Синтез КРС при настройке на симметричный оптимум (СО)
Структурная схема КРС при настройке на симметричный оптимум показана на рисунке 7.
Рисунок 7 Структурная схема КРС при настройке на симметричный оптимум
Синтез регулятора скорости:
Регулятор скорости в структурной схеме (рисунок 7) выбирают из условия, чтобы желаемая передаточная функция при настройке на симметричный оптимум имела вид:
Тогда, исходя из условия, что , запишем выражение для :
Значит , .
Тогда
Скоростная характеристика представлена в приложении 1 на рисунке 2.
Зададимся допустимым коэффициентом неравномерности вращения:
то должно выполняться условие:
Тогда, в соответствии с выражением, можно определить допустимые пульсации тока или момента сопротивления в относительных и абсолютных единицах:
Пульсации тока:
или
Пульсации момента
или
где – номинальный момент двигателя равный:
4. Вывод
В ходе выполнения расчётно−графического задания были рассчитаны параметры электропривода: постоянные времени, коэффициенты усиления, коэффициенты обратных связей. Представлена структурная схема двухконтурной системы подчиненного управления двигателем постоянного тока с параллельным возбуждением с регуляторами тока и скорости. Рассчитан регулятор тока согласно с техническим оптимумом, представлена структурная схема и принципиальная схемы контура тока. Регулятор скорости рассчитан в соответствии с заданными параметрами точности регулирования скорости. Произведена настройка КРС на симметричный оптимум. Определены диапазон регулирования скорости, а также пульсации тока и момента двигателя. Представлена структурная и принципиальная (на операционном усилителе) схемы контура регулирования скорости, регулятора скорости.
Получены навыки по синтезу СПР, настройки контуров на два вида оптимумов.
5. Список литературы
· И.П.Копылов, Б.К.Клоков Справочник по электрическим машинам в двух томах – Том1. - Энергоатомиздат, 1989. – 688 с.
· Г.М.Симаков Учебное пособие к курсовому проектированию: «Система автоматического управления электроприводами» - Новосибирск: НГТУ, 2006.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.