Во что обходится американским банкам «кража личности»? (объем - с врезкой)
Credit
Card Management. May 2004.
Кража персональных сведений с последующим использованием их в
мошеннических целях — далеко не новый вид преступной деятельности. Однако в
последнее десятилетие фрод на основе использования украденных персональных
данных приобрел в США такие размеры, что превратился в проблему
национального масштаба.
Количественные оценки преступлений типа identity theft (букв. «кража
личности») в американских источниках разнятся, однако во всех случаях носят
весьма тревожный характер. Так, в сентябре 2003 г. Федеральная торговая
комиссия (ФТК) выпустила в свет обзор, в котором утверждалось, что в
1999—2003 гг. жертвами мошенников, специализирующихся на краже персональных
сведений, стали 27,3 млн американцев, или почти 9% населения страны. При
этом ФТК привела данные, свидетельствующие, что с середины 2002 г. по
середину 2003 г. от «кражи личности» пострадали 9,9 млн американцев. Оценки
известной инфомедийно-консалтинговой группы Gartner Group оказались чуть
скромнее: по ее мнению, в 2003 г. от фрода, связанного с кражей
персональных сведений, пострадали 7 млн жителей США.
Впрочем, некоторые американские аналитики не склонны драматизировать
ситуацию. Так, в докладе еще одной известной консалтинговой компании The
TowerGroup Inc. (ныне входящей в структуру MasterCard International Corp)
отмечается, что «кража личности» не является для банков и других
кредитно-финансовых учреждений США основным источником потерь; на первых
местах по-прежнему находятся потери от использования поддельных кредитных
карточек и «плохих» чеков. TowerGroup также отмечает, что термин «кража
личности» не так давно вошел в обиход американцев и поэтому нередко
трактуется слишком широко.
Если, например, мошенник использовал транзакционные данные на торговом
слипе, который держатель карточки выбросил в урну, то это, по мнению
специалистов в области безопасности, не подпадает под категорию «кражи
личности», хотя многие американские организации и СМИ склонны трактовать
такое мошенничество именно как identity theft.
Согласно определению, содержащемуся в докладе TowerGroup, «кража
личности» происходит, когда какое-либо физическое лицо овладевает
персональными сведениями о другом физическом лице, чаще всего — его
номере социального страхования или водительских прав, а затем использует
такую информацию с целью выдачи себя за лицо, у которого она была украдена.
В январе 2004 г. ФТК опубликовала статистические данные, согласно
которым в 2003 г. эта организация получила 516 740 жалоб от американцев об
имевшем месте фроде на общую сумму 437,5 млн долл. При этом 214 905 жалоб,
или 42%, были идентифицированы как имевшие непосредственное отношение к
«краже личности». Однако, по мнению TowerGroup, более тщательный анализ
этих жалоб позволяет значительно уменьшить количество пострадавших от
identity theft: по мнению этой компании, только 39% из заявивших о «краже
личности» на самом деле стали жертвами таковой. Что в результате дает цифру
83 тыс. человек — именно столько американцев, как считает TowerGroup,
пострадали от идентификационного фрода в 2003 г.
Это, разумеется, намного меньше 9,9 млн или 7 млн, которые, по данным
ФТК и Gartner Group, якобы стали жертвами identity theft в 2003 г. в США.
Тем не менее показатели все равно тревожные, и нет сомнения, что масштабы
идентификационного фрода в последние годы резко возросли.
Американские аналитики отмечают, что от «кражи личности» страдают не
только жители страны, но и кредитно-финансовые учреждения. Особую статью
потерь таких учреждений в настоящее время составляют потери от действий
мошенников, которые используют украденные персональные данные для создания
так называемого размножения личности. В подобных случаях преступники
используют различные части персональной информации, украденной у разных
физических лиц, для создания реально не существующего «синтетического»
банковского клиента: например, украденный у А номер социального
страхования, у Б — адрес места работы, у В — номер водительских прав и т.
д. В результате реально существующие лица, у которых украдены сведения,
очень долго не могут определить, что с их банковскими счетами или
кредитными карточками совершается мошенничество. Равным образом, банки или
другие кредитные компании не имеют возможности быстро выявить таких
«синтетических» личностей и предотвратить масштабные потери от фрода.
По мнению некоторых американских специалистов в области безопасности, до
половины случаев идентификационного фрода в США в настоящее время
совершается с помощью создания несуществующих в реальности «синтетических»
клиентов.
Многие американские банки готовы платить деньги за ПО, способное
«вычислить» идентификационный фрод посредством анализа финансовых транзакций
клиентов. Однако эффективность такого ПО вызывает сомнения у специалистов в
области безопасности. Дело в том, что идентификационный фрод зачастую
совершается не отдельными лицами, а целыми преступными группами. Поэтому
определить мошеннические действия на основе анализа финансовых транзакций
можно только в том случае, когда есть достоверная информация о нескольких
счетах клиентов различных банков, имеющих одно и то же место проживания,
номер социального страхования, место работы и другие одинаковые характеристики
потребительского поведения.
|