ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Основные понятия
Основная деятельность образовательного учреждения —
деятельность, направленная на реализацию уставных задач в соответствии с лицензией.
Дополнительные платные образовательные услуги — уставная деятельность образовательных учреждений за определённую плату по заданию заказчика (физического или юридического лица) для удовлетворения потребностей в образовательных услугах.
Бюджетные средства — средства, получаемые по бюджетному финансированию от учредителя, а также из бюджетов других уровней.
Внебюджетные средства — все средства, получаемые образовательным учреждением за выполнение работ, оказание услуг, реализацию продукции по договорам гражданско-правового характера, и иные поступления, кроме бюджетного финансирования.
Внебюджетная деятельность — деятельность, которая направлена на получение внебюджетных средств.
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — деятельность, направленная к тому, чтобы получать доход за рамками основной деятельности.
Реинвестирование — использование денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности в результате превышения доходов над расходами непосредственно в данном образовательном учреждении и/или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
Система образования все больше ориентируется на рыночные формы ведения хозяйства. И дело не только в том, что бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, а в том, что образовательные учреждения осваивают новую для себя функцию – удовлетворять потребности в образовательных услугах. Выявить и учесть запросы различных категорий заказчиков – обязательное условие их деятельности.
Школа не должна зарабатывать деньги. Ее задача – учить и воспитывать детей. Государство должно в полном объеме обеспечивать этот жизненно необходимый процесс материальными, кадровыми, информационными, финансовыми ресурсами. Сегодня оно не умеет и не может этого делать. Но человеческое сообщество в своих потребностях и поисках способов их удовлетворить опережает государство. Каждая семья напрямую связывает социальную успешность своих детей с их образованием и здоровьем. Поэтому родители готовы восполнить нехватку государственных (муниципальных) ресурсов собственными.
Руководитель образовательного учреждения — это уже не просто старший педагог, он менеджер образовательного учреждения, который обязательно должен владеть навыками самостоятельной финансово-экономической деятельности, а также сформировать механизм, позволяющий привлечь общественность в управление школой.
Пора прекратить споры о том, является ли образовательное учреждение юридическим лицом. Школа, как и любое другое учреждение, с момента регистрации становится юридическим лицом и наделяется функциями самостоятельной экономической деятельности.
Согласно результатам исследований, которые проводились сотрудниками Академии администраторов образования в ряде регионов, одна из главных причин, тормозящих переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность, — неподготовленность руководителей и специалистов системы образования.
Опрос, в котором приняли участие 300 руководителей образовательных учреждений из 12 регионов России, выявил следующее:
100% участников положительно оценили переход возглавляемых ими образовательных учреждений на новые условия хозяйствования.
100% респондентов отметили как ожидаемый результат повышение эффективности деятельности, возможность свободного маневра собственными средствами, рост доходов образовательного учреждения в целом и его сотрудников.
97% опрошенных полагают, что появятся возможности собственными силами решать проблемы социальной защиты и полноценно реализовать потенциал сотрудников образовательного учреждения.
90% ожидают, что улучшатся условия труда и возникнут реальные материальные стимулы к повышению качества труда.
83% опрошенных руководителей предполагают обрести в условиях самостоятельного ведения баланса относительную свободу экономической деятельности и широко привлекать финансы из внебюджетных источников.
97% респондентов основным источником многоканального финансирования считают дополнительные образовательные услуги.
50% предполагают получить доходы от реализации продукции собственного изготовления.
70% готовы к активным поискам спонсорских средств.
Необходимым элементом нового хозяйственного механизма
80% опрошенных считают создание попечительских советов,
а 63% надеются привлечь внимание учредителей, органов власти и общественных организаций.
57% респондентов рассчитывают удовлетворить свои честолюбивые замыслы.
Только 4% опрошенных считают переход на новые условия хозяйствования нецелесообразным.
В опросе учитывались также ожидаемые трудности и факторы отрицательного воздействия.
49% респондентов выделили отсутствие или невыполнение условий учредительного договора,
а 51% руководителей поддерживает идею о том, чтобы передать функции содержания основных фондов учредителю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.