1.2 Структурно-функциональная схема электрической железной дороги
При электрической тяге поездов подвижной состав (электровоз, моторный вагон) приводится в движение электрическими (тяговыми) двигателями, получающими питание энергией от системы внешнего и тягового электроснабжения (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Принципиальная схема электроснабжения электрической
железной дороги
Выработка электрической энергии в виде трехфазного переменного тока частотой 50 Гц осуществляется на электрических станциях 1. В зависимости от технологического процесса выработки электрической энергии электрические станции подразделяются на тепловые (ТЭС), атомные (АЭС), гидроэлектростанции (ГЭС) и др. Отечественными заводами выпускаются синхронные генераторы переменного тока различной мощности и напряжением 6,3; 10,5; 15,75; 20; 24 и 27 кВ.
Передача электрической энергии на значительные расстояния при указанных напряжениях является не экономичной. Поэтому, как правило, в системе электроснабжения электрической железной дороги содержится повысительная трансформаторная подстанция 2, на которой электрическая энергия преобразуется с одной ступени напряжения в другую (более высокую).
Передача электрической энергии от повысительной трансформаторной подстанции к электрической железной дороге осуществляется по трехфазным высоковольтным линиям электропередачи (ЛЭП) 3. В Российской Федерации принята следующая шкала номинальных напряжений ЛЭП: 35 (40,5); 110 (126); 220 (252); 330 (363); 500 (525); 750 (787) и 1150 кВ (в скобках указано наибольшее рабочее напряжение ЛЭП). При передаче электрической энергии на небольшие расстояния напряжение ЛЭП соответствует напряжению генераторов электрической станции и составляет 6 (6,9); 10 (12) и 20 (24) кВ. Электрические железные дороги питаются, как правило, ЛЭП напряжением 110 и 220 кВ.
Элементы схемы электроснабжения электрической железной дороги 1, 2 и 3 образуют так называемую схему внешнего электроснабжения.
Электрическая железная дорога может работать при различных системах тока и напряжения в контактной сети.
По роду тока, подводимого к локомотиву или моторному вагону, системы электрической тяги могут быть: постоянного тока, однофазного переменного тока промышленной частоты и однофазного переменного тока пониженной частоты. В Российской Федерации при электрификации железных дорог получили распространение первые две системы.
В системе электрической тяги постоянного тока напряжение в контактной сети принято равным 3 кВ. Преобразование электрической энергии переменного тока в электрическую энергию постоянного тока осуществляется на тяговой подстанции 4. Такое преобразование осуществляется с помощью полупроводниковых выпрямителей. Соответственно в системе электрической тяги переменного тока напряжение в контактной сети принято равным 25 кВ и частотой 50 Гц. На тяговой подстанции 4 в этом случае осуществляется преобразование электрической энергии переменного тока с одной ступени напряжения в другую с помощью питающих трансформаторов (обычно напряжение 110 и 220 кВ, определяемое питающими ЛЭП, преобразуется до 25 кВ).
Электрическая энергия от тяговой подстанции (постоянною или переменного тока) поступает в тяговую сеть, образуемую контактной сетью 7 и рельсами 8. Напряжение в тяговую сеть от тяговой подстанции подается через питающую линию (питающий фидер) 5 и отсасывающую линию (отсасывающий фидер) 6 Электрический подвижной состав соединяется с контактной сетью с помощью токоприемника (пантографа).
Элементы схемы электроснабжения 4,5,6,7 и 8 соответственно образуют схему тягового электроснабжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.