ЛЕКЦИЯ №1
Основные понятия о скоропортящихся грузах, Определение и номенклатура скоропортящихся грузов, Структура и жизнедеятельность продукции сельского хозяйства
Хладотранспорт – это транспорт, который служит для искусственного охлаждения скоропортящихся грузов (далее “СПГ”). Доставка СПГ составляет не большую долю в общем объеме железнодорожных перевозок, но обладает очень большой социальной значимостью и поэтому представляет собой определенный участок транспортного рынка, но потом конкуренция все время обостряется.
Номенклатура и направления перевозок основных СПГ:
При распаде СССР нарушилась связь с бывшими республиками, откуда шел большой поток СПГ. В России производство сельскохозяйственных продуктов сократилось в 1,5 – 2 раза. Потребления мяса, молока на душу населения упало в 1,5 – 2 раза.
В период с 1998 – 2001 гг. объем перевозок упал в 7 раз. Время оборота пятисекционных рефрижераторов возросло с 14 до 23, увеличилась себестоимость перевозок, часть объема перешла на автомобильный транспорт.
Железнодорожный хладотранспорт нес огромные убытки от создания убыточного парка, большой себестоимости перевозки.
МПС было вынуждено списать часть инвентаря, часть парка поставили в резерв. В середине 90х из эксплуатации были выведены 21-секционные поезда, было сокращено использование 12-вагонных секций, выведены из эксплуатации пятивагонные секции модели ZA-5, выведены вагоны – ледники, льдозаводы законсервированы.
Классификация изотермического подвижного состава
Перевозка СПГ в вагонах требует создания таких условий, при которых грузы оставляют свои первоначальные качества.
Для обеспечения перевозок СПГ железная дорога располагает необходимым парком изотермических вагонов.
Изотермические вагоны можно классифицировать в зависимости от рода перевозимых грузов, способа охлаждения, от конструкции приборов охлаждения, кузова и ряда других признаков.
От рода перевозимого груза:
- универсальные (12,- 5-секционные)
- специализированные
От способа охлаждения:
- оборудованные изоляцией, но не имеющие приборов охлаждения. В вагонах этого типа постоянство температуры обеспечивается за счет холода или тепла аккумулированного грузом и изоляцией кузова (термосы);
- с машинным охлаждением (рефрижераторы).
По способу охлаждения:
- вагоны с охлаждением грузового помещения непосредственно за счет кипения хладагента в испарителе, расположенным в грузовом помещении и вагоны с рассольным охлаждением. Эти вагоны можно классифицировать так же по типу холодильной установки и по применяемому в ней хладагенту (аммиак, фреон).
В соответствии с Соглашением о международных перевозках СПГ (пищевых продуктов) и транспортных средствах доставки, весь подвижной состав хладотранспорта подразделяется на 3 группы:
1. Вагоны – термосы. Их кузов состоит из теплоизолированных стен, крыши, пола и дверей которые позволяют ограничивать теплообмен между окружающей средой и внутренним пространством грузового помещения.
2. Рефрижераторный подвижной состав – многовагонные секции, а также автомобильные вагоны, имеющие общую или индивидуальную для каждого вагона энергетическую установку и источник получения искусственного холода в холодильной машине.
3. Отапливаемые вагоны, оснащенные установками, обеспечивающими и автоматически поддерживающими заданный температурный режим грузового помещения.
Парк универсальных изотермических вагонов в основном состоит из рефрижераторных вагонов:
- пятивагонные секции типа РС-1 (1965 г.), РС-3, РС-4, начала 80х гг., РС-5 (конец 80х) постройки Брянского машинного завода (БМЗ);
- пятивагонная секция типа ZB-5 постройки города Десса (Германия);
- автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) с длиной кузова 19 и 21м типа МК4.
Общие представления о СПГ и их свойствах
Скоропортящиеся продукты питания – это продукты, которые при неправильном хранении теряют качество (внешний вид, вкус, цвет, запах, пищевую ценность). Срок хранения СПГ бывает длительный и кратковременный (время в течении которого продукт не теряет качества и товарный вид). Срок хранения зависит от рода груза, условий хранения и термообработки.
Предельные сроки перевозки нормированы правилами перевозки груза на железнодорожном транспорте.
В состав СПГ входят: белки, жиры, углеводы, ферменты, витамины, кислоты, вода. Эти вещества нужно сохранить при перевозке. Все скоропортящиеся грузы обладают определенными механическими теплофизическими свойствами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.