Ещё три команды записываются для геометрических характеристик сечения (в нашем примере зависимости (1.2) – (1.4)):
410 F=2*F(Ø)+2*F(1)
415 I1=2*J1(1)+2*(J2(Ø)+(0,5*H(1)+D(Ø)–Z(Ø))^2*F(Ø)) (2.5)
425 I2=2*J1(Ø)+2*(J2(1)+Z(1)^2*F(1))
Набор команд рекомендуется проверить, выводя их на экран дисплея командной LIST 385-425. Убедившись в правильности набора, даётся команда запуска программы RUN, и дальнейшее решение студент выполняет в диалоговом режиме, последовательно отвечая на вопросы программы, выводимые на экран.
3. Порядок работы с программой и результаты расчета выбранного примера
· с клавиатуры набираются команды 385, 386 (2.4) и 410, 415, 425 (2.5), составленные предварительно студентами;
· проверяется правильность ввода команд путем вывода их на дисплей (LIST 385-425);
· дается команда RUN, и дальнейшее решение выполняется в диалоговом режиме, отвечая на вопросы программы;
· вводятся значения P,L,M;
· сообщаются коды групп элементов, составляющих сечение;
· вычисляется общая площадь сечения и из условия равенства площадей элементов первой и второй групп, находится площадь одного элемента.
В нашем конкретном варианте на экран будет выведена площадь одного швеллера:
F(Ø)=F(1)=28,13 см2; Få =112,5 см2.
По указанной площади студент находит в сортаменте ближайший швеллер (№ 22а) и вводит его номер с клавиатуры. Дальнейший расчет выполняется в автоматическом режиме, и на экран выводятся площадь сечения и ошибка расчета.
В указанном примере оказалось достаточно одного приближения:
. (3.1)
Ошибка расчёта +1,03%.
Одновременно на экран выводятся значения главных моментов инерции. Если сечение состоит из четырёх швеллеров № 22а , будем иметь:
Сравнение моментов инерции показывает, что , т.е. такое сечение не является рациональным.
Во второй части решения
студенту предлагается улучшить сечение, попытавшись добиться выполнения
условия и сохранить при этом значение площади
сечения (3.1). Этого можно добиться двумя путями:
1) увеличивая номер горизонтальных швеллеров и уменьшая номер вертикальных
швеллеров; 2) увеличивая номер вертикальных и уменьшая номер горизонтальных
швеллеров.
Рассмотрим оба варианта расчета. Выберем для первой группы швеллер №24 (F(Ø)=30,6 см), для второй – швеллер №22 (F(1)=26,7 см), тогда
Если выбрать второй вариант измерений размеров швеллеров первой и второй групп, то можно выполнить аналогичный расчеты, результаты которого приведены в табл. 3.2.
Во втором варианте расчета искомый результат получен с использованием только двух приближений, однако общая площадь в этом случае (118 см2) больше, чем в первом варианте (105 см2).
Проведем окончательный расчет.
Швеллеры № 24 и 18а, см2. Выводим на экран главные моменты инерции:
I1=2*1180+2(208+(9+0,56-2,42)2 30,6)=5896 cм4 ;
I2=2-2900+2(104+2,132*21,9)=6206 cм4;
Таблица 3.1
Приближение |
Швеллер первой группы |
Швеллер второй группы |
Общая площадь, см |
Ошибка, % |
1 |
24 |
22 |
114,6 |
-11% |
2 |
24 |
20а |
111 |
-9% |
3 |
24 |
20 |
108 |
-7% |
4 |
24 |
18а |
105 |
-3,3% |
второго варианта расчёта
Приближение |
Швеллер первой группы |
Швеллер второй группы |
Общая площадь, см |
Ошибка, % |
1 |
22 |
24 |
114,6 |
6% |
2 |
22а |
24 |
118 |
-0,5% |
Моменты инерции удалось сблизить, т.е. это сечение рациональнее первоначального. Полного равенства моментов инерции добиться не удалось, поскольку сечение составлено из швеллеров, задание которых в сортаменте дискретно.
Подсчитаем снижение металлоемкости стойки:
Q=γ(F1-F2)*L= 7,85*(114,6-105)*10-4*5*103=37,7 кг.
Экономия метала составила примерно 10%.
4. Оформление домашней расчетно-графической работы
Домашняя расчетно-графическая работа оформляется в виде пояснительной записки на одной стороне листа формата А4.
При оформлении пояснительной записки студент должен привести условие задачи, выполнить чертежи стойки и составного сечения (см. рис. 1.1), а также чертеж отдельных элементов, составляющих сечение, с указанием составных размеров (см. рис. 1.2).
Привести структурно – параметрическую схему алгоритма решения (см. рис. 2.1) и уметь её объяснить при защите задания.
Привести записанные на языке Бейсик команды 385, 386, 410, 415, 425, своего индивидуального варианта.
Привести все этапы последовательных приближений, как при основном расчёте, так и при улучшении сечения (табл. 3.1, табл. 3.2).
Привести окончательные размеры подобного сечения и заключение об его рациональности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.