1.8.2 Классификация графиков движения поездов
Железнодорожные линии имеют один или два (редко более) главных пути. Поэтому различают, прежде всего, графики однопутные (рисунок 16.8.3) и двухпутные (рисунок 16.8.4). На однопутных перегонах по одному и тому же пути пропускают поезда в оба направления, а их скрещение или обгон происходит на станциях и разъездах. Поэтому характерным признаком однопутного графика является то, что линии хода поездов никогда не пересекаются на перегонах. На двухпутных перегонах по каждому главному пути поезда следуют, как правило, только в одном направлении. Поэтому линии хода поездов, идущих в разных направлениях, на двухпутных графиках пересекаются в пределах перегонов.
В свою очередь, однопутные и двухпутные графики движения подразделяют по соотношению скоростей движения поездов. Если поезда следуют с одинаковыми скоростями, то на графике линии Кода поездов, идущих в одном направлении, в пределах каждого перегона параллельны и график движения поездов называют параллельным графиком – однопутным (см. рисунок 16.8.3) или двухпутным. Если на участках обращаются поезда разных категорий с установленными для них различными скоростями, то линии их хода на графике непараллельны. Такой график соответственно называют непараллельным (иногда нормальным или коммерческим). Он тоже бывает Однопутным или двухпутным (см. рисунок 16.8.4). Основным типом графика является непараллельный.
Рисунок 16.8.3 – Однопутный параллельный график движения поездов
Рисунок 16.8.4 – Двухпутный непараллельный график движения поездов
По числу линий хода поездов, проложенных на графике в четном пи нечетном направлениях, различают графики парные, и непарные. В первом случае на графике нанесено одинаковое число линий хода поездов в обоих направлениях, во втором – различное. Большинство графиков составляют по принципу парного движения. По расположению поездов попутного следования графики делят на обычные, пачечные и пакетные. Обычным считают такой график для однопутного участка, в котором поезда разных направлений следуют по перегонам поочередно (см. рисунок 16.8.3). В непарных графиках для однопутных участков в одном направлении предусмотрено больше поездов, чем в другом, в связи с чем очередность прокладки линий их хода (нечетный, четный, нечетный, четный и т. д.) здесь не выдерживается, и несколько линий хода (в направлении, в котором проходит больше поездов) наносят в попутном направлении с разограничением их межстанционным перегоном – пачкой. Промежуток времени между ними недостаточен для прокладки линии хода поезда встречного направления. Такие графики называют пачечными (рисунок 16.8.5).
Рисунок 16.8.5 – Однопутный пачечный график движения поездов
В пакетных графиках (рисунок 16.8.6) поезда, следующие в одном направлении, отделены друг от друга блок-участками или межпостовыми перегонами, иначе говоря, при пакетном графике на межстанционном перегоне находится несколько поездов попутного следования (пакет). Применение пакетного (или частичного пакетного) графика позволяет увеличить пропускную способность. Но при этом снижается скорость движения поездов из-за увеличения продолжительности стоянок их на станциях скрещения. Кроме того, на станциях, где предусматривают остановку пакета для пропуска встречных поездов, необходимо иметь увеличенное число путей для приема всех поездов пакета.
Рисунок 16.8.6 – Однопутный пакетный график движения поездов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.