Лекция 15
Законодательство РФ об охране окружающей среды
Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств и нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируется право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причиненного ему загрязнением (ст. 42), отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ (ст. 9).
Головным экологическим законом России до недавних пор выступал Закон «Об охране окружающей природной среды» (19.12.1991 г.). Современное состояние окружающей человека среды поставило общество перед необходимостью пересмотра принятого первого природоохранного закона России. В декабре 2001 г., был принят новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», вступивший в действие 12 января 2002 г. Новый нормативный акт прямо основывается на нормах Конституции РФ (1993) в области прав человека на благоприятную среду и информацию о ее состоянии (глава III). При этом закон не ограничивается правами граждан на благоприятную для жизни среду, но и дает перечень их обязанностей (ст. 11, п. 3).
В 16 главах закона отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Отметим главные его положения — именно они явились основой для остальных нормативных природоохранных актов.
В ст. 1 даны четкие определения основных понятий охраны среды: природная среда, ее компоненты; природный, природно-антропогенный, антропогенный объекты; естественная экологическая система, природные комплекс и ландшафт; качество ОС, природные ресурсы; нормативы в области охраны ОС—допустимых воздействий и антропогенной нагрузки, выбросов, сбросов и т.д.
Следует отметить, что к принятым ранее понятиям ПДК, ПДВ, ПДС добавлено слово «нормативы»: НПДК—норматив предельно допустимых концентраций химических и иных веществ и микроорганизмов; НДВ и НДС — нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ и микроорганизмов; НДФВ — нормативы допустимых физических воздействий.
Введено новое понятие технологического норматива — как норматива допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В законе вводятся новые понятия о нормативах допустимого изъятия ресурсов (ст. 26) и нормативах антропогенной нагрузки (ст. 27) как совокупного воздействия всех источников на окружающую среду. При их соблюдении должно обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняться биологическое разнообразие. Четко оговариваются вопросы сертификации, экологического страхования, лицензирования (ст. 18,30,31,33).
В новом законе несколько ослаблены требования к размещению АЭС. Так, ранее в ст. 48, п. 3 (закон 1991 г.) запрещалось размещать АЭС вблизи крупных водоемов. В законе 2002 г. в ст. 40 (пункты 4 и 5) это требование отсутствует. Закон разрешает ввоз ядерных отходов в Россию в порядке исключения, хотя и при многочисленных условиях (ст. 48, п. 4).
Третья глава посвящена правам и обязанностям граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды. В частности, отмечается, что граждане и некоммерческие объединения имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении (ст. 11,12).
Четвертая глава посвящена экономическому регулированию в области охраны ОС. Для реализации положений ст. 14, 16 об экономическом регулировании в области охраны ОС и платежах за негативное воздействие на нее требуется разработка более углубленного механизма.
Требования к разработке нормативов в области охраны ОС предполагают проведение научно-исследовательских работ по обоснованию этих нормативов (ст. 20).
Шестая глава посвящена проведению оценки воздействия на окружающую среду (ст. 32), а также экологической экспертизе (ст. 33). При этом отмечается, что порядок проведения последней устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В седьмой главе рассмотрены основные требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Запрещается использование микро- и макроорганизмов, чуждых конкретным экологическим системам, а также созданных искусственно, без разработки мероприятий, предотвращающих их неконтролируемое размножение. Большая роль в решении возможности использования такого рода деятельности отводится решению экологической экспертизы (ст. 50).
Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в восьмой и девятой главах. В законе отмечается, что земли, которые имеют какое-либо ценное значение, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Десятая глава посвящена вопросам государственного экологического мониторинга.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.