Законодательство РФ об охране окружающей среды

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 15

Законодательство РФ об охране окружающей среды

Система природоохранного законодательства в России имеет че­тыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, норма­тивные акты министерств и ведомств и нормативные решения орга­нов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируется право человека на благопри­ятную окружающую среду и компенсацию вреда, причиненного ему загрязнением (ст. 42), отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являют­ся основой жизни и деятельности народов РФ (ст. 9).

Головным экологическим законом России до недавних пор высту­пал Закон «Об охране окружающей природной среды» (19.12.1991 г.). Современное состояние окружающей человека среды поставило общество перед необходимостью пересмотра принятого первого при­родоохранного закона России. В декабре 2001 г., был принят новый Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды», вступивший в действие 12 января 2002 г. Новый нормативный акт прямо основывается на нормах Конституции РФ (1993) в области прав человека на благоприятную среду и ин­формацию о ее состоянии (глава III). При этом закон не ограничивает­ся правами граждан на благоприятную для жизни среду, но и дает перечень их обязанностей (ст. 11, п. 3).

В 16 главах закона отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Отметим главные его поло­жения — именно они явились основой для остальных нормативных природоохранных актов.

В ст. 1 даны четкие определения основных понятий охраны среды: природная среда, ее компоненты; природный, природно-антропогенный, антропогенный объекты; естественная экологическая система, природные комплекс и ландшафт; качество ОС, природные ресурсы; нормативы в области охраны ОС—допустимых воздействий и антро­погенной нагрузки, выбросов, сбросов и т.д.

Следует отметить, что к принятым ранее понятиям ПДК, ПДВ, ПДС добавлено слово «нормативы»: НПДК—норматив предельно до­пустимых концентраций химических и иных веществ и микроорганиз­мов; НДВ и НДС — нормативы допустимых выбросов и сбросов хи­мических и иных веществ и микроорганизмов; НДФВ — нормативы допустимых физических воздействий.

Введено новое понятие технологического норматива — как норма­тива допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

В законе вводятся новые понятия о нормативах допустимого изъя­тия ресурсов (ст. 26) и нормативах антропогенной нагрузки (ст. 27) как совокупного воздействия всех источников на окружающую среду. При их соблюдении должно обеспечиваться устойчивое функциони­рование естественных экологических систем и сохраняться биологи­ческое разнообразие. Четко оговариваются вопросы сертификации, экологического страхования, лицензирования (ст. 18,30,31,33).

В новом законе несколько ослаблены требования к размещению АЭС. Так, ранее в ст. 48, п. 3 (закон 1991 г.) запрещалось размещать АЭС вблизи крупных водоемов. В законе 2002 г. в ст. 40 (пункты 4 и 5) это требование отсутствует. Закон разрешает ввоз ядерных отходов в Россию в порядке исключения, хотя и при многочисленных услови­ях (ст. 48, п. 4).

Третья глава посвящена правам и обязанностям граждан и об­щественных объединений в области охраны окружающей среды. В частности, отмечается, что граждане и некоммерческие объеди­нения имеют право выдвигать предложения о проведении общест­венной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении (ст. 11,12).

Четвертая глава посвящена экономическому регулированию в обла­сти охраны ОС. Для реализации положений ст. 14, 16 об экономи­ческом регулировании в области охраны ОС и платежах за негативное воздействие на нее требуется разработка более углубленного механиз­ма.

Требования к разработке нормативов в области охраны ОС предпо­лагают проведение научно-исследовательских работ по обоснованию этих нормативов (ст. 20).

Шестая глава посвящена проведению оценки воздействия на окру­жающую среду (ст. 32), а также экологической экспертизе (ст. 33). При этом отмечается, что порядок проведения последней устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В седьмой главе рассмотрены основные требования в области охра­ны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Запре­щается использование микро- и макроорганизмов, чуждых конкретным экологическим системам, а также созданных искусственно, без разра­ботки мероприятий, предотвращающих их неконтролируемое размно­жение. Большая роль в решении возможности использования такого рода деятельности отводится решению экологической экспертизы (ст. 50).

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в восьмой и девя­той главах. В законе отмечается, что земли, которые имеют какое-либо ценное значение, находящиеся под особой охраной, не подлежат при­ватизации.

Десятая глава посвящена вопросам государственного экологичес­кого мониторинга.

Похожие материалы

Информация о работе