1.6.3 Диспетчерская централизация
Телемеханическая система, позволяющая вести управление движением поездов на участке дороги из одного пункта и одним лицом, получила название диспетчерская централизация (ДЦ). ДЦ представляет сочетание автоблокировки с релейной централизацией стрелок и сигналов станций участка, управляемых из одного пункта поездным диспетчером с помощью телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС).
Команды по приему и отправлению поездов передает диспетчер средствами системы ТУ – ТС, интервалы движения по перегонам регулирует автоблокировка, реализацию команд управления выполняет релейная централизация.
Средствами диспетчерской централизации повышается пропускная способность участка на 25 – 40%, участковая скорость на 10 – 25%» сокращается эксплуатационный штат на 50 – 60 человек на каждые 100 км пути, длина диспетчерского участка достигает 100 – 150 км.
Чтобы передавать команды по ТУ и получать ТС, применяют частотные кодовые сигналы. Для построения кода используют следующие качества кодовых импульсов: временные – в виде различных по продолжительности импульсов; полярные – в виде импульсов раз личной полярности постоянного тока; частотные – в виде импульсов переменного тока разной частоты; фазовые – в виде импульсов переменного тока, отличающихся по фазе.
В зависимости от качества кодовых импульсов на железных дорогах применяют несколько разновидностей диспетчерской централизации: ДВК – временного кода, ПЧДЦ – полярно-частотного кода; ЧДЦ – частотного кода; «Нева» – частотного кода с циклическим способом передачи кодовых сигналов ТС; «Луч» – частотного с относительной фазовой манипуляцией.
Системы ДВК и ПЧДЦ в настоящее время не используются, их заменяют более совершенными системами, у системы ЧДЦ боле высокие эксплуатационные и технические показатели, но недостаточно высокая помехозащищенность.
Для передачи кодовых сигналов ТС эта система построена по спорадическому принципу. Это значит, что сигналы ТС передаются только тогда, когда изменяется состояние контролируемого объекта. Такой способ при помехах непригоден и поэтому система ЧДЦ применяется ограниченно.
Система «Нева» и «Луч» более совершенные и перспективные. Кодовые сигналы ТС передаются по циклическому принципу, когда все объекты участка контролируются непрерывно через каждые 5 – 7 с повторяющимися циклами. Кроме того, в системе «Луч» применен новый принцип построения кодового сигнала ТУ с относительной фазовой манипуляцией, что позволило строить сигнал на одной частоте вместо четырех в предыдущих системах. По эксплуатационным показателям расширена емкость системы: можно передавать до 5120 команд вместо 1200 команд в системе «Нева». Это позволяет применять систему «Луч» на станциях со сложным путевым развитием и управлять маневровыми маршрутами.
Техническое устройство диспетчерской централизации поясняется на рисунке 16.6.3. На диспетчерском пункте установлена следующая управляющая аппаратура: манипулятор М с кнопками для набора команд управления всеми промежуточными станциями участка; выносное табло ВТ, по которому диспетчер следит за установкой маршрутов, открытием сигналов и продвижением поездов как на станциях, так и на перегонах; поездограф П, который автоматически записывает выполненный график движения поездов; панель связи С для вызова абонентов и переговоров с ними; место диспетчера.
Рисунок 16.6.3 – Устройство диспетчерской централизации
Для передачи команды управления диспетчер нажатием кнопок на манипуляторе может набрать маршруты с помощью кодовой передающей аппаратуры ПП и КУ. При работе этой аппаратуры вырабатывается частотный кодовый сигнал ТУ, который по кодовой линии передается на промежуточные станции. Сигналы ТУ на каждой станции принимают кодовые устройства КУ, настроенные на адрес данной станции.
После расшифровки сигнала ТУ устройствами КУ команды управления передаются в устройства релейной централизации РЦ, которые устанавливают маршруты для приема, отправления и пропуска поездов по данной станции.
Устройства РЦ также контролируют состояние стрелок, сигналов, путей станции и воздействуют на устройства КУ. При работе аппаратуры КУ вырабатывается частотный кодовый сигнал ТС, который по кодовой линии передается на диспетчерский пункт ДП, Принимают и расшифровывают сигналы ТС на ДП – устройства КУ и ПП. На выносном табло ВТ они включают контрольную сигнализацию данной станции.
В циклических системах «Нева» и «Луч» объекты контроля каждой станции делятся на группы контроля. В каждую группу может входить до 20 контролируемых объектов. Контроль объектов ведется циклически, с повторением циклов контроля через 5 – 7 с. Начинается он с ближайшей к ДП станции. По окончании передачи сигнала ТС первой станции станция отключается, включается вторая и передается сигнал ТС с этой станции. По окончании передачи сигнала ГС со второй станции отключается данная станция, включается третья и передается сигнал ТС с этой станции и т. д. Последней в цикле включается двадцать третья станция и с нее передается сигнал ТС.
По окончании передачи сигнала ТС с двадцать третьей станции вся система ТС затормаживается на установленное время, и устройства возвращаются в исходное состояние. Такой режим называется «Стоп». По окончании установленного времени (импульс цикловой синхронизации) устройства растормаживаются и начиная с первой станции проводится контроль состояния объектов всех станций участка. В техническом отношении система, работающая по такому принципу, получила название старт-стопной. При приеме с линейных пунктов сигналов ТС эти сигналы расшифровываются и включаются контрольные реле. Через контакты контрольных реле зажигаются контрольные лампочки на выносном табло, и на поездографе записывается исполнение графика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.