Тема 10 Управління якістю проекта
Количеств – совокупность объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Потребности могут включать в себя: , характеристики, функции, пригодность, надежность, безопасность, воздействия на среду, и культурно – исторические требования.
Понятие качества необходимо отличить от сорта, класса, грация. Низкое качество – всегда проблема, низкий сорт допустимо.
Различают 4 ключевых аспекта качества проекта:
1 Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям.
2 Качество разработки проекта.
3 Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документации.
4 Качество математически – технического обеспечения проекта на протяжении всего текущего цикла.
Принципы менеджмента качества:
- качество – неотъемлемый элемент проекта в целом (а не какая – то функция управления);
- качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
- ответственность за качество должна быть адресной;
- для реального повышения качества нужны новые технологии;
- повышение качества можно только совместными усилиями всех работников;
- контролировать процесс (разработки) всегда эффективнее, чем результаты (продукции);
- политика в области качества должна быть частью политики организации.
Эти функции лежат в основе Всеобщего управления качеством Total Quality ['ou] Menegement (долее TQM).
Основные положения системы TQM включают в себя следующие 12 соответствующих:
1 Роль руководства. Само руководство должно быть искренно привержено системе, верить в ее ценность, организовывать, направлять ее деятельность, принимать на себя колоссальную ответственность. (Пример: революция Королева на требования конструкторов лунохода: «луна – твердое тело!», основанная на работе тогда неизвестного Харьковского астронома Николая Евсюкова – Харьковский государственный университет).
2 Основное внимание клиентам (естественно, не лозунгах, а на деле).
3 Стратегическое планирование (планирование не только традиционных производственно – хозяйственных целей, но и таких, «неосязаемых» и «неизмеримых», как уровень удовлетворения потребителей, имидж компании и т.д.).
4 Вовлечение всех сотрудников (имеется в виду профессиональную подготовку).
5 Подготовка персонала (не только узкопрофессиональной).
6 Награды и признания – системы мотивации.
7 Разработка продукции и услуг, адекватно соответствующих потребностям.
8 Управление процессом; особенно на процессах, влияющих на качество;
9 Качество поставщиков и поставляемой ими продукции (своевременно отказываются от услуг ненадежных).
10 Разработка и внедрение информационной системы.
11 Использование и внедрение информационной системы.
12 оценка эффективности работы, системы управления качеством.
Способы обеспечения качества проекта
Эффективным способом управления качеством является стандартизация, включающая в себя комплекс норм, правил и требований к качеству продукции. Процесс стандартизации в Украине регулируется совокупностью нормативно – технической документации:
1 Международные стандарты ISO серии 9000 (ISO – 9001, 9002, 9003 и9004).
2 Государственные (українське - державні) стандарты Украины (ДСТУ).
3 Отраслевые (українське – галузеві) стандарты (ГСТУ).
4 Технические условия (ТУ).
5 Стандарты предприятия.
Очень важным элементом системы управления качества является сертификация, т.е. соответствие продукции определенными требованиями и выдача определенного документа – сертификата. Сертификат – это документ, который свидетельствует высокий уровень качества продукции и его соответствие требованиям международных стандартов ISO – 9004.
В Украине существует – обязательная сертификация (для Госпредприятия) и добровольная сертификация (для всех прочих). Но обязательной также является сертификация продукции (для не государственного предприятия) по продукции, по которой осуществляет государственный надзор.
Сертификацию осуществляют державні випробувальні центри (ДВЦ) по наиболее важным видам продукции по системе УкрСЕПРО, выдается сертификат соответствия, в котором содержится знак соответствия систем УкрСЕПРО.
Государственный надзор за качеством продукции осуществляется Держстандарт (Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации Украины), осуществляющий стандартизацию и сертификацию продукции на основе стандартов ISO.
ISO - (международная организация по стандартизации) – это всемирная федерация национальных органов стандартизации (комитетов членов ISO).
Организация контроля качества (Схема:)
Методом выявления отклонений системы качества является аудит (проверки). Различают:
- аудит системы;
- аудит процесса;
- аудит продукта.
Плановые проверки проводятся по годовому плану на основе контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению (что проверяется, кто, когда, цели проверки, участники и т.д.).
Предусматриваются также внешние проверки, подразделяемые на:
- проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (т.н. Third – Party - Certification);
- проверки, проводимые заказчиком у поставщиков или подрядчиков – исполнителей, независимые также оценкой второй стороны (т.н. Second – Party - Assessment).
Особое внимание при проверках системы управления качеством должно уделяться подготовке по проекту, их соответствию целей проекта. Выделяют следующие группы:
- работники, определяющие цели проекта;
- работники, разрабатывающие средства достижения целей;
- работники, организующие процесс создания средств достижения целей;
- работники, непосредственно создающие средства достижения целей;
- работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей [Тарасюк, т.11; Мазур, гл. 18; Градов, гл.17].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.