7. Теория полезности
Полезность – степень удовлетворения субъекта от потребления товара (получения услуги) или исполнения какого-либо действия.
При решении задач, связанных с выбором оптимального решения в условиях риска и неопределенности, используют теорию игр или теорию полезности.
Принцип оптимальности принятия решений для этих задач можно описать с помощью функции полезности.
Полезность рассматривают как обобщенный показатель выигрыша или проигрыша, когда все ценности сведены в одну шкалу.
Для определения полезности в условиях риска используют общепринятое понятие лотереи, где эксперту предлагают для сравнения 2 альтернативы:
· Значение показателя Х
· Лотерею: получить Хmin с вероятностью (1-р) или
Хmax с вероятностью р.
Величину вероятности р изменяют до тех пор, пока значение показателя Х и лотерея L(Хmin , р, Хmax) не станут эквивалентными. Т.Е :
Х ≈ L(Хmin , р, Хmax)
Полезность наихудшего результата оценивается как: U(Хmin)=0
Полезность наилучшего результата оценивается как U(Хmax)=1 или 100.
И всегда U(Хmin) < U(Хmax).
ПРИМЕР:
Рассмотреть 2 варианта инвестирования денег и дать рекомендации по инвестированию, если:
· Сумма инвестирования составляет 20тыс.грн.
· Вложение в приобретение государственных безрисковых облигаций с доходом 1000грн. Вероятность 100%
· Участие в лотерее: выигрыш 2100 с вероятностью 50% и накладные расходы, связанные с участием в лотерее 50грн.
Решение:
Средний выигрыш:
· Приобретение гос.облигаций: 1000х1 = 1000грн.
· Лотерея: 2100х0.5 – 50х0.5 = 1025грн.
Вывод: относительно среднего выигрыша рассмотренные альтернативы практически эквивалентны и если игрок нейтрален к риску, он выберет второй вариант.
Рациональное поведение (склонность или несклонность к риску) исследовали американские экономисты Джон фон Нейман (1903-1957) и Оскар фон Моргенштерн (1902-1977). Они вывели ее основные аксиомы.
1. Аксиома 1 (полноты). Если предприниматель сталкивается с 2 цепочками действий, он всегда может определиться с тем, какая из них ему больше подходит, т.е.:
· X>Y (X более подходит, чем Y)
· X≥Y (X более подходит или все равно, чем Y)
· X≈Y (X иY равноценны)
2. Аксиома 2 (транзитивности). Преимущество различных цепочек действий последовательна, то есть: если X>Y и Y>Z , то X >Z. Это позволяет избежать фактора изменчивости вкусов субъекта (правильный выбор возможен только при условии установленного вкуса)
3. Аксиома 3 (непрерывности). С условием выполнения аксиомы транзитивности, если субъект с вероятностью 1 может получить альтернативу X с вероятностью р и (1-р) , то относительно альтернатив Y и Z, существует такое р, при котором Х= Y+Z
4. Аксиома 4 (независимости). Пусть существуют блага Х и Y, которые по оценке субъекта одинаковы и две лотереи, которые отличаются тем, что одна содержит Х, а другая – Y, тогда две эти лотереи для субъекта тоже одинаковы.
5. Аксиома 5 (неравных возможностей). Если субъекту предложить две лотереи, которые дают одинаковый выигрыш но с разной вероятностью, то он выберет ту, вероятность которой больше.
6. Аксиома 6 (сложенной лотереи). Когда выигрышем одной лотереи является билет другой лотереи, то субъект принимает решение из соображений конечного выигрыша.
Полезность варианта Х определяется вероятностью р(Х), при которой лицу, принимающему решения неважно, что выбрать Х-гарантировано или лотерею L(Хmin , р, Хmax)
Этапы построения функции полезности:
1. определение наилучших и наихудших из возможных допустимых значений показателей и присвоения им значения полезности соответственно от 0 до 100 (измерение полезности удобно производить по 100-бальной шкале)
2. оценка экспертами промежуточных значений полезности
3. расчет средних оценок полезности промежуточных показателей, предложенных экспертами (согласование мнений экспертов)
4. построение функции полезности с помощью метода наименьших квадратов, которая будет показывать отношение субъекта к риску
Средний выигрыш (математическое ожидание) рассчитывается по формуле:
=
Ожидаемая (средняя) полезность рассчитывается по формуле:
(Х) =, где:
Хi – i-й вариант действия
Рi – вероятность i-го варианта выигрыша
F(Xi) – полезность i-го варианта выигрыша
Необходимо помнить следующие условия взаимосвязи риска и полезности: гарантированная сумма Х, получение которой эквивалентно лотерее, обеспечивает объекту такую полезность, как участие в рискованном деле, то есть F() = (X)
1. F()> (X), лицо, принимающее решение является склонным к риску. Для него основным является получение гарантированного выигрыша
2. F()<(X), лицо, принимающее решение является не склонным к риску. Для него основным есть участие в лотерее, рискуя увеличить или потерять гарантированный выигрыш
3. F()=(X), лицо, принимающее решение является безразлично к риску. Здесь соблюдается условие одинаковой полезности гарантированного выигрыша и участия в лотерее.
Графически это изображается след. образом:
Для варианта склонности к риску, функция полезности растет: чем больше средств имеет субъект, тем больше он хочет получить.
Для варианта нейтрального отношения к риску, функция полезности постоянна
Для варианта несклонности к риску, функция полезности уменьшается,
Т.О. отношение к риску зависит не только от особенностей характера и психологии субъекта, но и от его финансового состояния, то есть от того, какую часть составляет «рисковая» часть суммы от общего финансового состояния субъекта. Чем меньше эта сумма от общего бюджета, тем более вероятно проявление склонности к риску.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.