Сущность теории принятия решений. Классификация управленческих решений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сущность теории принятия решений.

1.  Научные основы теории принятия решений

2.  Классификация управленческих решений

3.  Процесс принятия решения

1. Научные основы теории принятия решений

Научные основы теории принятия решений как раздела теории системного анализа были заложении в период 2 мировой войны.

Основоположниками системы считаются Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн, которые в 1944г. опубликовали материалы по новому направлению - теории игр.

Любая управленческая деятельность в любой сфере жизнедеятельности: экономика, политика, маркетинг, и др. связана с принятием решений по любым ситуациям. Т.О. решение – это: набор управленческих действий лица, принимающего решение, направленные на объект управления для достижения поставленных целей.

При разработке решения необходимо сформировать модель принятия решения в виде формального представления элементов и процессов технологии принятия решений.

Эта Модель определяет возможности и направления разработки и реализации управленческих решений и структуризации элементов процесса управления.

Для маркетинга такими моделями служат: матрица Портера; SWOT-анализ; матрица БКГ и др.

Для финансового менеджмента используются модели безубыточности; диагностики банкротства. (Например, модель Альтмана.)

Модель Альтмана

2. Классификация управленческих решений

Управленческое решение представляет собой совокупность действий лица, принимающего решения, определяющего на основе знания объективных законов функционирования экономической системы (объекта), анализа информации о ее состоянии и собственных знаний, программу разрешения проблемной ситуации. Решение -это продукт и цель хозяйственной деятельности, определяющие конечный результат задачи принятия решения, а именно: программа к действию, которая изменит существующее состояние системы.

Каждое решение представляет собой процесс воздействия на объект управления и характеризуется как управленческое воздействие.

Типы управленческих решений:

1.  Решения, направленные на изменение скорости процессов и явлений. Они вызываются нарушениями взаимодействия элементов экономической системы из-за сбоя хода управляемого процесса или диспропорции ресурсов.(решения, напр. На уменьшение времени ремонта, повышение оперативности предоставления данных и др.)

2.  Решения, направленные на изменение направления процессов и явлений. Формируются в связи с дисбалансом целей или нарушением взаимодействия элементов экономической системы, находящиеся на разных уровнях иерархии или элементов одной группы. Связи элемент-элемент одной группы; элемент одной группы и элемент другой группы или элемент-система.(например: решения направленные на изменения количественных факторов процессов, а также введение в рассмотрение новых факторов, которые необходимо учесть).

3.  Решения, направленные на изменение содержания процессов и явлений. Характеризуются невозможностью разрешения проблемной ситуации в существующих условиях из-за произошедшего дисбаланса между фактическим и планируемым состоянием. Здесь требуется изменение содержания происходящих процессов, адаптация их к конкретным условиям. При этом необходима нова информация для проведения анализа ситуации и выработки эффективного решения. Эти решения вызываются уровневым несоответствием проблемы и условиями ее разрешения. (изменение стратегии предприятия в области инвестиций, производства продукции и др.)

По направленности решения подразделяются на:

1.  стратегические, определяющие главные направлении
развития организации;

2.  тактические, которые предусматривают достижение более
частных целей;

3.  регулирующие, направленные на восстановление (из­менение) пропорций, устранение отклонений в функционировании предприятия и отдельных его частей.

По отношению к проблемной ситуациирешения делятся на:

1.  аналитические, направленные на решение задач, вытекающих из анализа и оцен­ки показателей, диагностирующих уровень кризисного состояния пред­приятия;

2.  решения, направленные на устранение причин возникновения проблем

3.  текущие, решают текущие задачи управления

4.  прогнозные– направленные на решение задач на перспективу

 Функции принимаемых решений:

1.  оценочные, применяемые для оценки и анализа состояния имеющейся ситуации

2.  планово-прогнозные, решающие проблемы формирования рациональных планов деятельности, прогноза развития экономической системы;

Похожие материалы

Информация о работе