Россия в конце ХІХ - начале ХХ века. Наука и техника, страница 9

          Июля 1 — на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый российский автомо­биль, с одноцилиндровым двигателем, создан­ный Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. А во­обще первый в России (и в мире) автомобиль, «самобеглая коляска», был построен русским изобретателем Леонтием Шамуренковым (Шамшуренков )в 1752-м году, он приводился в движение рычагами и педалями, которыми управляли два человека. А первый в мире двух­колесный металлический педальный велосипед был создан в 1800-м году крепостным масте­ром Ефимом (Евфимием) Михеевичем Артамо­новым, он проехал на нем около двух тысяч верст, и за свое изобретение получил со своим потомством свободу от крепостной зависимо­сти. Здесь же на выставке механик, крестьянин Феодор Абрамович Блинов (1832-1902 гг.) по­казывает изобретенный им первый в мире гусе­ничный трактор .

      Русский изобретатель Николай Николаевич Бепардос запатентовал гидроэлектроплавку ме­таллов, создал паяльник для металлизации. Русский инженер Василий Иванович Калашников (1849-1908 гг.) в своей книге «Записки констру­ктора и атлас пароходных машин Волжскою бассейна» предложил новое изобретение: греб­ные колеса пароходов с подвижными плицами.

       В Кронштадте русские изобретатели А. С. По­пов (создатель радио) и С. С. Колотое создали первый в России рентгеновский аппарат (А. С. Поповым были сделаны первые в России рент­геновские снимки неодушевленных предметов и конечностей человека).

      Русский ботаник Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902 гг.), морфологист, критик эволю­ции Ч. Дарвина, издает первый русский учеб ник «География растений» (в 1862-м году он издал «Курс ботаники», не имевший себе подобного во всей мировой литературе).

-1897 год:

        Июня 2 — Закон о нормировке рабочего времени — законодательное ограничение эксплуатации труда: продолжительность рабочего дня взрослого мужчины не должна быть большей 11-ти с половиной часов в сутки, то есть, могла быть либо 11-ти с половиной либо менее (это было новшеством для многих стран Европы; для сравнения: во Франции рабочий день был 12 часов, а в Германии, США, Италии, Белы пи еще не было законодательных ограничении 11 л да для взрослых мужчин), воскресенье обязательный день отдыха, выходной, а «для рабочих, занятых, хотя бы отчасти в ночное время, рабочее время не должно превышать 10-ти часов»,

Александр Степанович Попов впервые в мире обнаружил явление отражения электромагнит­ных волн от предметов (в частности, кораблей), находящихся на пути их распространения (то есть, открыл радиоэхо, используемое ныне в ра­дарах при радиолокации); впервые осуществил радиотелеграфию на значительные расстояния.

          Русский изобретатель Степан (Стефан) Кар­лович Джевецкий (1843-1938 гг.) изобрел под­водный минный аппарат — беструбный торпед­ный аппарат (отличный от всех, ранее сущест­вовавших).

        Русский ученый Борис Львович Розинг (1869-1933 гг.) начал исследования по передаче изоб­ражения на расстояние.

        Русский математик Георгий Феодосиевич Во­роной (1868-1908 гг.) выводит алгоритмы непрерывных дробей, которые и по сей день яв­ляются лучшими (ему же принадлежит пер­венство в создании геометрии чисел и ряда те­орем этого раздела [также почти одновремен­но с ним является автором геометрической теории и Г Минковский]).

-1898 год:

          Октябрь — спущен на воду созданный по чер­тежам географа и адмирала Степана (Стефа­на) Осиповича (Иосифовича) Макарова (1848-1904 гг.) первый в мире арктический ледокол «Ермак», водоизмещением 8 тысяч тонн и мощ­ностью 10 тысяч лошадиных сил, длиной 93 ме­тра (он также впервые в мире разработал осно­вы учения о непотопляемости корабля, создал совершенно новый тип бронебойного снаряда с наконечником, изобрел самопишущий термо для непрерывной регистрации температуры по­верхности морской воды. А вообще первый в мире ледокол был построен в России в 1864-м году кронштадтским купцом Г. Бритневым: то­чнее, в 1864-м году два буксирных ледокола «Бой» и «Пайлот» открыли зимнюю навига­цию между Кронштадтом и Ораниенбаумом; ледокол [«ледодав»] носовой частью наползал на лед и давил его своей тяжестью, как это дела­ют ледоколы и ныне)