Россия в конце ХІХ - начале ХХ века. Наука и техника, страница 4

         С. И. (О.) Макаров (1848-1904 гг.) доказал нали­чие в Босфорском проливе глубинного течения из Средиземного моря в Черное и поверхносноГО из Черного моря в Средиземное и точно опре­делил их уклоны и мощности. В признание его мореведческих исследовательских заслуг в этом же году Академией наук ему была присуждена почетная премия митрополита Макария. Он же открыл явление, которое теперь называется апвеллингом. Он же, раньше Нансена и Экмана, то есть, впервые в мире утверждал, что «отклоняю­щее действие вращения Земли на все морские по­токи играет первостепенную роль».

           Основание Астрономической обсерватории Петербургского университета (под руково­дством русского астронома Сергия Павловича Глазенапа [1848-1937 гг.]).

         Русский конструктор (серб по происхожде­нию) Игнатий (Огнеслав) Степанович Костович (1851-1916 гг.) изобрел фанеру — фане­ру-переклейку «арборит», — предложенную им в качестве легкого и прочного материала для дирижаблей.

        Русский изобретатель Павел Михайлович Голубицкий (1845-1911 гг.) сделал  патентную заявку на первый в мире телефон-фонограф (аппарат позволял не только вести телефонные перего­воры, но и производить их запись механичес­ким способом. Он же первый разработал систе­му питания абонентских аппаратов от единой центральной батареи, телефоны его были луч­ше телефонов Белла).

1882 год:

       Июня 24 — в Красном Селе под Петербургом начались доводки и наземные и летные испы­тания первого в мире самолета. Это был первый самолет с человеком, оторвавшийся от земли. Самолет, летательный аппарат, был построен под руководством русского контр-адмирала Александра Феодоровича Можайского (1825-1890 гг.), о первом успешном летном испыта­нии сообщил «Кронштадтский вестник» в 1882-ом году (а первая уменьшенная летаю­щая модель самолета без летчика была им, Мо­жайским, продемонстрирована в 1876-ом г.). О самолете сообщалось в «Записках Русского технического общества» в 1883-ем г., в «Тру­дах  VII-го воздухоплавательного отдела» в 1885-ом году, от П.И.Зарубина («Записки Русского технического общества», 1885-ый год). Управлял самолетом механик Русско-Балтийского завода Иван (Иоанн) Никифорович  Голубев. Весною 1883-го года во время ис­пытаний самолет Можайского при взлете уда­рился о забор, повредив шасси и крыло, что по­том послужило одним из поводов комиссии считать его испытания неудачными и прекра­тить его разработки. Но самолет Можайского поднялся в воздух на 20 лет раньше первого са­молета братьев Райт, который тоже продер­жался в воздухе несколько секунд. Первый по­лет самолета Можайского был в 1882 году, 20 июля (но никак не позднее июля 1885 г., — сог­ласно книге рекордов Гиннесса, изданной в Минске в 1997 г.; возможно, второй полет был в 1884 г. Но двум паровым двигателям самолета не хватало мощности для длительного полета.).

           Русский астроном Д. И.Дубяго (1849-1918 гг.) по наблюдениям казанских астрономов за 1869-1882 гг. составил каталог 4281 звезды (часть международного зонного каталога).

        Русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос (1842-1905 гг.) придумал и впервые в мире применил электрическую дуговую сварку металлов, названную им электрогефестом (па­тенты на это изобретение, ручную и полуавто­матическую [а затем и автоматическую] элект­росварку с флюсом, присадкой и пр., он полу­чил в 1885-1886 гг. в Германии, Франции, Италии и России). А Димитрий Александрович Лачинов (1842-1902 гг.) на основании собст­венного опыта указал ему на возможность элек­тросварки под водой.

         Русский изобретатель Павел Михайлович Голубицкий (1845-1911 гг.) создал настольную, са­мую совершенную в то время, конструкцию универсального телефонного аппарата с автома­тическим переключением электрических цепей схемы в зависимости от положения телефонной трубки (что легло в основу наших современных аппаратов).

           Русский изобретатель Василий Иванович Ка­лашников (1849-1908 гг.) впервые создал вер­тикальный паровой котел, работавший без ава­рий (он создал также суда с цистернами, обра­зованными непроницаемыми переборками, какие есть теперь на всех наливных судах).