Об экономическом идеале. Задачи политической экономии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Об экономическом идеале

С.Н.Булгаков пишет о политической экономии как о практической науке (технике), вызванной  этическими запросами современного человечества.  «Она родилась как плод  современного сознания и совести за правдой в экономической жизни » Политическая экономия есть прикладная этика, этика экономической жизни  с. 633 (Об экономическом идеале). Она гетерономна – имеет задачу служить извне данному идеалу .И эти идеалы относительно абсолютны. Две проблемы, которые дают жизнь политической экономии – это проблема производства богатств , т.е. вопрос экономический , и проблема их распределения, т.е. вопрос социальный.

 На самом ли деле рост богатства и соответственно стремление к умножению потребностей и есть тот самый экономический идеал - благо.

 В основе признания богатства абсолютным благом лежит философия гедонизма. Но логика гедонизма – «подавление духа в чувственности, жизни без идеалов, духовное мещанство» по с 640»

Зомбарт пишет «Мы сделались богатыми потому, что целые расы и племена умерли за нас, целые части света обезлюдились, целые страны и культуры опустошены. Цит по с 640»

 Тогда, быть может, в основу экономического идеала должен быть положен аскетизм. Но крайний аскетизм (выраженный в философии буддизма  или философии неоплатонизма,  ) не признает мир благом, отрицает материальную культуру и общественные задачи.

 Обе эти философии ошибочны, ибо считают материальную жизнь самостоятельной целью или ценностью и расходятся только в том, что одно воззрение эту цель признает, а другое отрицает. Но богатство и материальная жизнь есть не самоцель, а только средство для служения высшей, абсолютной цели и поэтому оцениваться должны не сами по себе, а на основании того отношения, в котором они находятся к этой высшей цели. С 645

Основная дилемма политической экономии лежит в ответе на вопрос о цели и смысле человеческой жизни . И конечно, этот вопрос решается за пределами политической экономии.

Если жизнь конечна и случайна выход один « душа, ешь, пей , веселись » и тогда идеал- «парикмахерская цивилизация, дамский будуар» с 646.

Борьба с нищетой, привитие вкусов и потребностей культурной жизни содействие в освобождении от невольного аскетизма свобода от нищеты как отрицательное условие свободы нравственного самоопределения

Человеческая жизнь имеет абсолютный смысл и ценность  не в себе самой, а вне себя и выше себя, получает ее е в качестве эмпирического или биологического факта, а как служение высшему, идеальному началу, сущему добру. Ее идеальное содержание составляет, поэтому, деятельность человеческого духа, нравственно самоопределяющегося, избирающего свободным нравственным актом то или другое направление воли, работы духовной. В работе духовной и состоит смысл человеческой жизни, и для этой цели все остальное должно рассматриваться только как средство. Эта работа выражается, конечно, в различных духовных благах, и их совокупность и составляет то, что называется культурой или культурными приобретениями данной исторической эпохи. С 646-647

Аскетическое начало нравственности – бесспорно. Если смысл жизни не в наслаждениях, а в благах духа, то внутренняя жизнь человека и человеческого общества представляет постоянную борьбу духа и чувственности за обладание человеком. Экономический прогресс, ослабляя зависимость человека от природы, испытываемую как внешнее ограничение, не освобождает его от внутренней зависимости от своего тела. Богатство становится духовной силой, изнутри влияющей на дух человека, из ограничения превращается в искушение. Нельзя служить одновременно Богу и мамоне, это слово сохраняет свое значение навсегда. Какое-нибудь начало побеждает в человеке, идеальное или низменное, плотское, и последнее должно всегда находиться под контролем духа. Правильное соотношение между различными потребностями духа и плоти дается путем духовной борьбы, определяемой греческим словом «аскеза» (что значит, собственно, упражнение в борьбе) или аскетизм. С 655

Подъем человеческого духа, духовный рост личности необходимо выражается в росте материальных потребностей, пример чего дает нам современное демократическое движение.

Итак, здесь как и везде в области нравственной жизни, определяющее значение имеет духовная сторона человека, направление его воли. Умножай свои потребности, пока этого требует жизнь духа и человеческое достоинство, но и умей сокращать их, поскольку она же этого требует, - такова формула свободной о крайностей как гедонизма, так и аскетизма.

Похожие материалы

Информация о работе