Мировой опыт проведения реструктуризации, страница 2

Франция. Реформы были начаты в1997 году, особенностью является то, что в полной мере не были соблюдены требования ЕС: нац. ж/дороги Франции остались единственным пользователем сети и право третьих лиц не предусматривалось в части отделения инфраструктуры от эксплуатации. Реформа соответствовала директивам ЕС поскольку функции содержания инфраструктуры были переданы вновь созданному ведомству. Кроме этого, данное ведомство взяло на себя покрытие имеющихся долгов в размере 134 млрд. франков. Несмотря на ограниченность фр. реформ удалось добиться роста объемов как грузовых так и пассажирских перевозок.

Финляндия.  Гос. ж/д Финляндии в процессе реструктуризации были разделены на отдельные предприятия, имеющие статус ООО. Эти компании осуществляли свою деятельность по следующим направлениям:

1) материнская компания, которая осуществляла централизованное руководство деятельностью др. предприятий. Эта компания владела всем имуществом не относящимся к эксплуатации.

2) компания, осуществляющая грузовые и пассажирские перевозки.

3) компания, которая занималась строительством объектов инфраструктуры, а также их содержанием и ремонтом. Эта компания предоставляла инфраструктуру в пользование администрации ж/д.

4) компания, которая занималась централизованной обработкой информации.

5) компания, которая выполняла функции управляющего недвижимостью, не относящейся к эксплуатационной деятельности, а также занималась содержанием и ремонтом этого имущества.

6) компания, занимающаяся грузовыми и пассажирскими перевозками автомобильным транспортом.

7) компания, занимающаяся питанием пассажиров в поездах и на станциях.

Реформы начались в 1993 г., а в 1999 г. был выдвинут законопроект, разрешающий свободный доступ сторонних перевозчиков к пользованию ж/д инфраструктурой. В результате, с 1994 г. ж/д Финляндии стали работать рентабельно.

Италия. Преобразования ж/д Италии начались в 1999 г. Новая организационная структура включала в себя ряд транспортных предприятий: грузовое, пассажирское, региональное, технологическое управление подвижного состава. Особенностью итальянской модели стал полный приоритет основной деятельности.

Все реформы, проводимые в разных зарубежных странах, отличались по подходу к их проведению:

·  Структурный – предприятие, управляющее структурой отрасли, т. е. образование бизнес – единиц, изменение характера и структуры собственности, выстраивание правил взаимоотношений между участниками перевозочного процесса, снижение барьеров для входа на конкурентный рынок.

·  Регуляторный – (поведенческий) направлен на изменение стимула уже действующих субъектов рынка инструментами регулирования.

Кроме этого, мировой опыт может быть разделен с точки зрения модели проведения реструктуризации.

1модель: Горизонтальное разграничение.

При этой модели существует несколько компаний, владеющих частью инфраструктуры и осуществляющих эксплуатацию как на своем участке, так и на участке др. компании.

Компания 1                         Компания 2                              Компания 3

инфраструктура                  инфраструктура                       инфраструктура

эксплуатация                       эксплуатация                            эксплуатация

2 модель: Вертикальное разграничение.

Инфраструктура принадлежит одному собственнику, а операторы имеют свободный доступ к этой инфраструктуре.

свободный доступ

 

инфраструктура

 

компания 1

 

компания 3

 
 


При этой модели может быть ситуация, когда пользователи являются совместными владельцами инфраструктуры. Этот случай называется «клубными благами».

3 модель: Вертикальная интеграция или не полное разграничение.

 


В этом случае одна компания является одновременно и владельцем инфраструктуры и оператором перевозок. Др. компании имеют на ряду с ней право свободного доступа к инфраструктуре. Чтобы этот доступ был не дискриминационным, данная модель предполагает наличие регулятора, который координирует условия и правила доступа независимых перевозчиков к объектам инфраструктуры. Обеспечение не дискриминационного доступа может быть обеспечено за счет ценовых и неценовых регуляторов.

Частным случаем данной модели явл. операционное разделение инфраструктуры, т. е. разделение собственности и контроля. В этом случае контроль над инфраструктурной составляющей осуществляется независимым органом, который не обладает правом собственности на инфраструктуру. Контроль над инфраструктурой могут осуществлять различные субъекты:

- регулирующий орган (тогда модель будет похожа на модель вертикальной интеграции);

- пользователи инфраструктуры (модель похожа на модель совместного пользования);

- контроль осуществляет независящий от регулятора и пользователей (модель похожа на модель инфраструктурной компании).