Влияние христианского социального учения на рыночную экономику

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ
НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

Манфред Спикер
Кафедра христианской социальной науки
Институт католического богословия
Университета Оснабрюк, Германия



Даже если христианская вера не является политическим кредо, она все же стремиться принимать участие в установлении порядка экономики и общества, государства и международных отношений. В Евангелии и в христианском образе человека она распознает целый ряд заданных начал для установления социальных и политических отношений, начал, гарантирующих мир, свободу, участие в политическом формировании воли и социальной справедливости, а также предоставляющих человеку возможности развития и совершенствования его дарований и способностей. В католической церкви эти начала систематизировались с 19 века в социальном учении, которое между тем нашло свое отражение в многочисленных папских социальных энцикликах, в пасторальной конституции II Ватиканского Собора "Gaudium et Spes", в письмах региональных и национальных конференций епископов, а также в многочисленных учебных пособиях.

Экономика

Экономике, если она должна быть оправдана с нравственной точки зрения, тоже необходима эта христианская ориентация, которая направлена на христианский образ человека. Человек является "причиной, центром и целью всей экономики".
Экономика является удовлетворением человеческих потребностей в товарах и услугах. Однако их цель состоит в не только в том, чтобы по возможности наиболее оптимально использовать ограниченные ресурсы сырья, энергии, капитала, рабочей силы, ноу-хау, а в том, чтобы обеспечить материальные предпосылки достойного развития личности. Таким образом, экономика является не только игрой спроса и предложения, проходящей по законам рентабельности, а культурным достижением, источником. носителем и целью которого является человек. Она не только экономическое, но и нравственное мероприятие. Поэтому экономику нельзя также стыдить как "материалистическую". Прибыль и потребление не являются самостоятельными целями, их увеличение не является конечной целью спроса и предложения. Экономика служит "всем сферам ценностей человеческой жизни". Ее целью является развитие интегрального гуманизма.

Направляющие для социальной рыночной экономики

Из антропоцентристской ориентации христианского социального учения и особенно из его понимания экономики и труда для экономического порядка следуют следующие направляющие:

1. Свобода
Экономика должна строиться таким образом, чтобы она считалась со свободой человеческой личности. Свободный экономический порядок требует такого правопорядка, который обеспечивал бы свободную инициативу производителей, свободный выбор места обучения и работы, свободу выбора профессии, делового партнера, собственности, конкуренции, образования союзов и переговоров о тарифных ставках, однако который также предусматривает инструменты для защиты или по меньшей мере для ограничения злоупотребления свободой.
Как и любая другая человеческая деятельность, экономика по своей природе не является устройством государства. Напротив, она является живым процессом свободной инициативы отдельных людей и свободно образованных групп. Если государство вмешивается в экономику, то оно делает это ради свободы участников экономического процесса и ради общего блага.

2. Собственность
Частная собственность также и на средства производства является основополагающим средством для обеспечения свободы и ответственного проведения жизни. Христианское социальное учение никогда не допускало сомнений в том, что право на частную собственность является основным правом, которое действительно "для любого времени", которое содержится в седьмом и десятом завете Декалога и которое лежит в самой основе природы вещей. Поэтому частная собственность является "видом продления человеческой свободы". Она способствует наличию "обязательно необходимого пространства для ответственного создания личной жизни каждого отдельного человека и его семьи". "Она стимулирует взятие на себя задач и ответственности" и потому относится "к предпосылкам государственной гражданской свободы". С момента ее появления частная собственность в первую очередь считалась плодом человеческого труда, продуктом физической и духовной деятельности. Капитал, который так часто понимают как противоположный полюс труду, рассматривается христианским социальным учением также во внутренней связи с трудом, ибо он в качестве целокупности средств производства одновременно представляет плод работы поколений.
Акцентирование права на частную собственность будет односторонним и не адекватным христианскому социальному учению, если оно не будет дополнено указанием на общественное посвящение земных благ. "Бог определил землю со всем, что она содержит на пользу всех людей и народов; поэтому эти созданные блага должны быть доступны всем в справедливом отношении". Поэтому право на частную собственность ни для кого не является "обязательным и неограниченным правом".

3. Предприниматель.
Как действующее лицо экономики, которое соединяет капитал и труд, технические и коммерческие знания так, что могут удовлетворяться потребности в товарах и услугах, предприниматель считается в католическом социальном учении неотъемлемым профессиональным сословием, хотя он и мало упоминается в энцикликах. В своих редких высказываниях христианское социальное учение стремится к укреплению свободного предпринимательства и менеджмента в экономике, к созданию этоса предпринимательства. От предпринимателя ожидают многосторонних умственных способностей, сильного характера, фантазии, великодушия, социальной сознательности, готовности к кооперации, к инвестициям и к созданию новых рабочих мест. Такими добродетелями являются "трудолюбие, осторожность в ситуациях с предполагаемым риском, надежность и верность в межчеловеческих отношениях, твердость в приведении в действие сложных и болезненных, но необходимых для предприятия решений". Предприниматель должен также заботиться не только о производительности предприятия и рентабельности вложения капитала, но и о достойной человека структуре и атмосфере, а также об социальном и политическом контексте его предприятия. С другой стороны, христианское социальное учение добивается создания политических и правовых условий для свободного предпринимательства. Оно призывает государство предоставлять и защищать эти условия, чтобы предприниматель мог развиться в рамках нравственного порядка и общего блага.

4. Право участия в управлении
Право рабочих на участие в управлении вытекает из антропоцентристской ориентации христианского социального учения. Если человек является причиной, центром и целью экономики и если труд является не только производством товаров и услуг, а развитием личности, то каждый работающий должен иметь возможность участвовать в формировании своей деятельности. Он должен участвовать в организации рабочего процесса и в социальном порядке. В своей работе он должен ощущать себя как субъект, а не только как управляемый начальником или машинами объект. Поэтому рабочим необходимо гарантировать участие не только в плодах их труда, но и в решениях относительно экономических и социальных обстоятельств, имеющих значение для их собственной судьбы и судьбы их потомков. Предприятия являются не только работающими по критериям рентабельности производственными цехами, но и временными сообществами личностей. Исходя из этой перспективы право голоса не может быть повсеместным, а также полностью паритетным. Оно ограничивается единым управлением предприятием, ответственностью предпринимателя и правом на частную собственность.
Профсоюзы, как правило, являются инструментом рабочих, при помощи которого они реализуют свое право голоса прежде всего в переговорах о тарифных ставках. Их задачей является "защита существенных интересов работников во всех сферах, где затрагиваются их права". Надлежащее осуществление этой задачи предполагает, конечно, соответственно образованных, опытных, умных и ориентированных на общее благо профсоюзных функционеров.
Но профсоюзы должны вести рабочих не к классовой борьбе, а к социальному партнерству, что однако не означает, что забастовка как ultima ratio защиты интересов была бы не легитимна и не признавалась бы христианским социальным учением.

5. Конкуренция
В христианском социальном учении, исходя из преимущества частной инициативы перед любым государственным вмешательством, рыночная конкуренция считается важным и незаменимым инструментом рыночного порядка. Позитивное влияние состоит в содействии развитию и в вознаграждении человеческих усилий. Негативными последствиями ее утраты, напротив, является, как правило, не только недостаточное обеспечение материального существования, но также уничтожение демократических свобод. "Там, где отсутствует частная инициатива отдельных людей, политически господствует тирания; там тормозятся некоторые экономические сферы; там не хватает тысяч потребительских товаров и услуг, от которых зависят тело и душа; товары и услуги, их получение особым образом вызывает и подстегивает радость создания и старания".
Поскольку в торговле между индустриально развитыми странами и менее развитыми странами третьего мира отсутствует экономическое условие плодотворной конкуренции, а именно сопоставимость экономических партнеров, конкуренция как первичный и единственный принцип порядка здесь проблематична. Что касается внутригосударственных рамочных условий конкуренции, то законодатель должен, например, при помощи картельного права или налогового права, заботиться не только о том, чтобы рынок оставался по возможности прозрачным, чтобы предотвращать создание монополий и содействовать настоящей конкуренции, но и о том, чтобы в конкуренции считались с основными этическими ценностями. Конкуренция является культурным, а не природным растением. Одновременно государство должно уделять внимание тому факту, что существуют многочисленные человеческие потребности, которые "не имеют выхода на рынок".
Однако при всем посредничестве законодатель должен осознавать свою субсидиарную роль. Производство товаров и услуг, удовлетворение спроса, как и успех индивидуальной жизни, зависят в первую очередь не от него, а от готовности и способности индивидуумов и их общественных объединений, в том числе предприятий, брать на себя инициативу, тратить усилия и добиваться результатов. Государство является субсидией, а не субститутом человека и его объединений.

6. Полная занятость
Полная занятость является условием гуманного общества, ибо труд является не только неизбежным злом для зарабатывая пропитания, но и средством личного развития и предпосылкой всеобщего блага. Недобровольная безработица - это тягость. Если она принимает широкие масштабы, она может стать социальным бедствием. Для безработных она означает потерю их заработка, потерю социальных контактов, а при долгой продолжительности возможно уменьшение их кооперативных и коммуникативных способностей и уверенности в своих силах. Для общества безработица означает не только уменьшение социального продукта, но и увеличение социальных нагрузок и обострение социальных конфликтов. Средством обеспечения полной занятости или устранения безработицы должны быть разнообразны в соответствии с разнообразными причинами безработицы. Одного гибкого распределения рабочего времени будет не достаточно, также как и снижения высокой, благоприятствующей незаконной трудовой деятельности стоимости труда или преодоления враждебного отношения к новым технологиям, которое подразумевает отказ от рационализации и в долговременной перспективе еще больше угрожает рабочим местам. Во всех этих сферах необходимы усилия государства и партнеров по тарифным ставкам. В свете значения этики труда для гуманного и эффективного экономического порядка не в последнюю очередь востребованы также старание, готовность к труду и работоспособность граждан, а также добродетель солидарности. В этой сфере развитая система образования и воспитания востребована в той же мере, что и система организации социального государства.

7. Необходимость и границы функциональной системы социального государства
Если государство отвечает за всеобщее благо, то оно не может ограничиваться ролью ночного сторожа. При помощи социальных функций оно также должно способствовать развитию индивидуальной жизни своих граждан. Христианское социальное учение всегда представляло государство как социальное государство.
Посредством обязательного страхования или других подходящих средств государство должно гарантировать, что отсутствие заработка, которое обусловлено болезнью, инвалидностью, безработицей или возрастом, не повергнет работника и его семью в нищету. Оно должно помогать семьям, которые вынуждены нести материальные нагрузки, возникающие по причине появления детей. Оно должно предоставить жизненный минимум тем, кто нуждается в помощи. Оно должно смягчать слишком большие социальные неравенства и обеспечивать достойное оформление труда и рабочего места. Но при всех достижениях социального государства оно должно также "следить за тем, чтобы это не приводило граждан к пассивности по отношению к государству, чтобы они не уклонялись от выполнения своих обязательств или не отказывали ему в своих услугах".
Ограничением системы труда социального государства является условие социальной стабильности государства. Оно состоит в логике принципа субсидиарности. Для финансирования своих достижений социального государство располагает средствами, которые должны быть сначала заработаны. Чтобы не причинять вред приобретению этих средств, социальное государство должно оформлять свои достижения с точки зрения целей, объемов и финансирования таким образом, чтобы не подорвать частную инициативу производителей и налогоплательщиков, т.е. оно должно уживаться с рынком. Наконец, оно должно ограничить свою деятельность формой правового государства, и сделать ее просчитываемой как для того, кого она обременяют, так и для того, кому она помогает.

8. Необходимость и границы развития и техники
Экономическое развитие и техника всегда положительно оценивались христианским социальным учением как средство всеобщего блага, как инструмент облегчения и улучшения не только физической, но и культурной жизни. Скепсис по отношению к цивилизации и враждебность к технике современности не находят поддержки в христианском социальном учении. Библейской исходной точкой положительной оценки развития и техники является божественный наказ людям подчинить себе землю. Таким образом, человек имеет право и обязанность пользоваться природными ресурсами и энергией, чтобы владеть миром и развивать свою жизнь. Но из рассказа о сотворении мира в книге Бытия он одновременно принимает наказ оберегать землю как наследие, с которым он должен обходиться бережно и которое он должен передать следующим поколениям.
Но христианское социальное учение снова и снова говорит также о пользовании ресурсами и техникой для оберегающего творение, поддерживающего всех людей антропоцентристского развития. Техника является не самостоятельной целью, а средством для гуманизации мира, для развития человеческой жизни. Если она становится самостоятельной целью или просто средством для увеличения прибыли, тогда она уже является не союзницей, а противницей людей. Тогда человек из господина техники становится ее рабом.

9. Третий мир и помощь в развитии
В конфликте между севером и югом проявляется угроза единству мира, защита которого является одной из задач церкви. Помощь этим странам является требованием не только любви ближнего, но и интернациональной справедливости и обеспечения мира в мире. Для энциклики Populorum Progressio развитие является новым именем мира. Обязанность помогать касается в первую очередь населения богатых стран, которые должны отдавать не только из своего избытка, но и из субстанциального состояния.
Христианское социальное учение никогда не сомневалось в том, что развитие третьих стран является не только и не в первую очередь делом промышленно развитых стран. "Первичная ответственность" выпадает на долю самих развивающихся стран. Они сами должны "делать основную работу" для своего экономического прогресса и их социального подъема. Таким образом, в развитии третьего мира следует принимать во внимание принцип не только солидарности, но и субсидиарности. Это требует также принимать по внимание культурное своеобразие развивающихся стран и избегать вытеснения собственного стиля жизни посредством неумелой помощи развивающимся странам, например, в вопросах регулирования деторождения.
В конце концов, в развивающихся странах требуются не только продукты питания, но и развитие образования и предпринимательского духа в обществе, реформирование институтов так, чтобы устранить коррупцию и авторитарный режим и заменить их на структуры демократического участия. Для содействия своих экономик они должны также поддерживать обмен друг с другом и объединиться в региональные экономические и валютные сообщества. Христианское социальное учение также не устает подчеркивать, что "развитие" не равнозначно экономическому росту. Истинное развитие должно быть всеобъемлющим, оно должно видеть каждого человека и всего человека в целом. Хотя в силу необходимости развитие имеет экономическое измерение. "Без сомнения человеку необходимы созданные товары и продукты промышленности, которые постоянно развиваются благодаря экономическому и техническому прогрессу". Опасность потребительства и злоупотребления этими товарами не должна затенять их ценность и препятствовать их использованию. Однако истинное развитие включает также развитие социального и политического порядка и культуры. Оно было бы не достойно человека, если бы не принимало бы во внимание и не способствовало правам человека и не было бы ориентировано на ранжирование ценностей.

Христианин и экономика

Христианское социальное учение сознает, что экономического порядка нельзя достичь только при помощи принципов порядка. Участие христианина зависит не только от веры, но и от знания дела, от профессиональной компетентности.
Поэтому христианин, в особенности член общины, который занят в экономике, обязан раскрывать свое свидетельство веры именно в качестве своей профессиональной активности. Он обязан своему профессиональному труду и своей деятельности в предпринимательских и рабочих союзах, в профсоюзах, в политике или в науке придавать качество исповедания веры и во всех решениях относительно производства, торговли, тарифов или в вопросах правового порядка акцентировать антропоцентристскую ориентацию экономики.


Похожие материалы

Информация о работе