Функциональная стратегия маркетинга для ЗАО "Солоницивский комбинат мебельной детали" направленная на решение главной стратегической цели предприятия и в соответствии с этим критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:
· продукт;
· цена;
· доведение продукта до потребителя;
· продвижение продукта (маркетинговая коммуникация).
Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы. Применим принципы этих двух подходов для построения функциональной стратегии маркетинга. С учетом изложенного предлагается следующая система показателей.
1. По продукту:
Коэффициент рыночной части:
где ОП - объем продажи продукта фирмой;
ООПР - общий объем продажи продукта на рынке.
Коэффициент показывает часть, тронутую фирмой на рынке.
Коэффициент предпродажной подготовки:
где ЗПП - сумма расходов на предпродажную подготовку;
ЗПОП - сумма расходов на производство (приобретение) продукта и организацию его продажи.
Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.
Коэффициент изменения объема продажи:
где ОПКОП - объем продажи на конец отчетного периода;
ОПНОП - объем продажи на начало отчетного периода.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продажи.
2. По цене:
Коэффициент уровня цены:
где Цmax - максимальная цена товара на рынке;
Цmиn- минимальная цена товара на рынке;
Цуф - цена товара, установленная фирмой.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цены на продукт.
3. По доведению продукта до потребителя:
Коэффициент доведения продукта к потребителю:
где КИОП - коэффициент изменения объема продажи - формула (3);
ЗСБКОП - сумма расходов на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП - сумма расходов на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.
4. По продвижению продукта:
Коэффициент рекламной деятельности:
где ЗРДКОП - расходы на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП - расходы на рекламную деятельность на начало отчетного периода;
Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.
Коэффициент использования персональной продажи:
где ЗПТАКОП- сумма расходов на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;
ЗПТАНОП - сумма расходов на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональной продажи с привлечением торговых агентов.
Коэффициент использования связи с общественностью:
где ЗРКОП - расходы на связи с общественностью на конец отчетного периода;
ЗРНОП - расходы на связку с общественностью на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связи с общественностью.
Подытоживая перечисленные выше коэффициенты и находя середнєарифметичну величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта. Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК).
где L - общее число показателей в числителе. В данном случае L = 8.
Следует отметить, что большинство коэффициентов имеет разная величина для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
где n - количество продуктов (услуги) фирмы.
Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать загальфінансові коэффициенты. Загальфинансови коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
В практике анализа результатов деятельности фирмы применяется возведенная таблица финансовых показателей, которая включает коэффициенты ликвидности, коэффициенты стойкости, коэффициенты деловой активности, коэффициенты прибыльности, и так далее Однако для расчета конкурентоспособности фирмы можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентах.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) определяется как отношение фактической стоимости оборотных средств, которые находятся в наличии в фирму, в виде производственных запасов, готовой продукции, средств, дебиторской задолженности и других оборотных активов, к наиболее срочным обязательствам фирмы в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочной ссуды и разной кредиторской задолженности.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как отношение разницы между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и других необратимых активов к фактической стоимости оборотных средств, которые находятся в наличии в фирму, в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, средств, дебиторской задолженности и других оборотных активов.
Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы будет следующей:
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты [9]. Все конкуренты разделяются на определенную группу в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмой, и таким способом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерная конкретная концепция поведения на рынке. Для распределения конкурентов на группу рассмотрим матрицу группового ранжирования конкурирующей фирмы (рис. 3.3).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.