Управление проектами как инструмент организационного развития

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Опубликовано в тезисах IV республиканской Конференции "Современные технологии управления человеческими ресурсами - 2003". Минск, декабрь 2002

ДЯТКО Кирилл Владимирович

Любая организация может развиваться двумя путями: плавно и скачкообразно. Плавное развитие - это медленное стабильное увеличение количества и объема производства продукции, услуг, расширение рынков, увеличение численности персонала. Когда возможности плавного развития исчерпывают себя, для дальнейшего развития организация вынуждена осуществлять меры по качественному изменению своей деятельности. Такими мерами могут быть: выпуск новой продукции, предложение новой услуги, выход на новый рынок сбыта, внедрение информационных систем управления предприятий, изменения в организационной структуре и т.д. Каждое такое организационное изменение может стать предметом специально разрабатываемого для его эффективной реализации проекта.

Проект - это комплекс действий, состоящий из взаимосвязанных задач, с четко определенными целями, календарным планом и бюджетом. Проекты от иных видов деятельности отличает ряд особенностей:

  • Проект направлен на достижение конкретных измеримых целей (открытие магазина, разработка ПО, реорганизация отдела сбыта и т.д.).
  • Проект имеет жизненный цикл. Это означает, что любой проект, в отличие от постоянной функциональной деятельности (производство, сбыт, управление финансами) имеет четко определенные начальную и конечную точки, которые могут быть привязаны к временной шкале. Цели проекта должны быть достигнуты в определенный период времени в соответствии с календарным планом проекта и не выходя за рамки бюджета проекта.
  • Проект представляет собой комплекс взаимоувязанных действий и имеет уникальный или редкий характер для организации. Данный признак означает, что управление проектом не опирается на функциональную структуру организаций, в проекте задействовано несколько функциональных служб, а также, зачастую, внешние организации. Кроме того, проект является редкой или уникальной для организации деятельностью (так, для торговой организации выбор нового поставщика, закупка и доставка товара в магазины является повторяющимся процессом, открытие же нового магазина - нечастое явление, требующее участия всех функциональных служб компании).


Проекты состоят из процессов. Процесс - это совокупность действий, направленных на получение результата. Все процессы в рамках проекта делятся на процессы управления проектом и процессы, ориентированные на продукт (т.е. процессы, непосредственно влияющие на достижение результата проекта - закупка, поставка, разработка и т.д.). Процессы управления проектами делятся на следующие группы:

  • Процессы инициации - принятие решения о начале проекта или начале какой-либо стадии проекта.
  • Процессы планирования - определение и переопределение целей и выбор наиболее оптимальных путей их достижения.
  • Процессы выполнения - координация человеческих и других ресурсов для выполнения плана проекта.
  • Процессы контроля - контроль за выполнением плана проекта и других критериев, анализ отклонения фактических показателей от плановых с целью выработки управляющих воздействий.
  • Процессы завершения - формальное завершение проекта или его стадии.


Процессы планирования, выполнения и контроля являются цикличными, т.е. в результате контроля за исполнением хода проекта вырабатываются управленческие решения по корректировке проекта, которые отражаются в изменении проектных планов, и, соответственно в выполнении работ по проекту.

Эффективное управление проектом требует четкого планирования, составления календарных планов, оценки трудозатрат, формирования бюджета, авторизации работ, мониторинга проекта, ведения отчетности, применения методов и процедур контроля. Основные процессы планирования в управлении проектами приведены на рисунке.

Похожие материалы

Информация о работе