¨ Предпринимательство, «предприимчивый» человек;
¨ Экономический человек, по аналогии, с политическим человеком.
История развития современной российской экономической психологии – 90 –е г.г. Основная причина – появление «личностного рынка», где человек становится «товаром» и этот рынок – это не просто рынок труда, это новые экономические условия, при которых пользуются «спросом» специфические личностные качества (рынок как некоторое пространство, где встречаются спрос и предложение).
¨ Налоговое поведение, налоговый менталитет. Экономическая политика.
Опишем пространство, в котором существует и развивается экономическая психология по аналогии с другими отраслями психологического знания.
Инженерная психология – человек – техника;
Социальная психология – человек – человек;
Политическая психология – человек – власть, политика;
Экономическая психология – человек – вещи.
«Собственническая», «вещественная» психология. Наиболее близким из научного арсенала к этим словам оказалось слово «экономический».
Экономика (буквально в переводе с греческого) – искусство ведения домашнего хозяйства;
- совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена.
В психологической науке до 90 –х г.г. из сферы общественных отношений исключалось потребление. Человек – субъект деятельности, общения, но не потребления.
Экономическая психология – наука о человеке, изучающая его взаимодействие с миром вещей во всех аспектах (восприятие вещей, познание вещей, действия с вещами и т.п.). Некоторые психологи, например, У.Джемс, включают вещный мир в определение личности.
Личность – это «Я» плюс капитал и наличность, вещи и недвижимость, экипаж, библиотека, связи, семья и т.д.
Включение вещного мира в структуру личности или рассмотрение его как отдельной среды, влияющей на личность, - это терминологический вопрос, но он не отменяет самой проблемы:
Личность вещный мир.
С одной стороны, это взаимодействие очевидно, т.к.:
1. собственность человека, его вещи, отношение к ним дают информацию о психологических особенностях. По типу отношения к ним можно выделить типы:
¨ коллекционер;
¨ дачник;
¨ автомобилист;
¨ добытчик;
¨ широкая душа.
2. Обладание вещью может влиять на образ «я». У некоторых людей невозможность обладания какой-либо вещью может порождать неуверенность в себе, усиливать комплекс неполноценности. Существуют исследования, которые показывают, что экономический статус семьи, материальное благополучие являются факторами развития интеллектуальных способностей, направленности (т.е. ведущей ценностной ориентации и мотивации).
3. Собственность влияет на восприятие человека другими людьми. Собственность – это опосредованная оценка достижений человека, его успешности, адаптации к социальной среде.
¨ Богатый – успешный;
¨ Бедный – неудачник.
Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?
ü Как вообще можно оценить человека:
q Слова;
q Вещи;
q Поступки;
q Облик.
Первая современная российская работа по экономической психологии:
А.И.Китов. «Экономическая психология». М., 1987.
3 среды в личности:
q Человеческая;
q духовная;
q вещная.
Если перевести это на традиционный психологический язык, то человек – это:
1) индивид – носитель биологических и психофизиологических характеристик;
2) субъект познания и общения;
3) субъект производства, обмена, распределения, потребления.
Экономика: ставит акцент на отношения «человек – вещь», отрываясь от духовной сферы, вне которой эти отношения не существуют.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.