Экономическая психология. Предмет и объект экономической психологии, страница 2

¨  Предпринимательство, «предприимчивый» человек;

¨  Экономический человек, по аналогии, с политическим человеком.

История развития современной российской экономической психологии – 90 –е г.г. Основная причина – появление «личностного рынка», где человек становится «товаром» и этот рынок – это не просто рынок труда, это новые экономические условия, при которых пользуются «спросом» специфические личностные качества (рынок как некоторое пространство, где встречаются спрос и предложение).

¨  Налоговое поведение, налоговый менталитет. Экономическая политика.

          Опишем пространство, в котором существует и развивается экономическая психология по аналогии с другими отраслями психологического знания.

Инженерная психология – человек – техника;

Социальная психология – человек – человек;

Политическая психология – человек – власть, политика;

Экономическая психология – человек – вещи.

          «Собственническая», «вещественная» психология. Наиболее близким из научного арсенала к этим словам оказалось слово «экономический».

Экономика (буквально в переводе с греческого) – искусство ведения домашнего хозяйства;

-  совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена.

           В психологической науке до 90 –х г.г. из сферы общественных отношений исключалось потребление. Человек – субъект деятельности, общения, но не потребления.

          Экономическая психология – наука о человеке, изучающая его взаимодействие с миром вещей во всех аспектах (восприятие вещей, познание вещей, действия с вещами и т.п.). Некоторые психологи, например, У.Джемс, включают вещный мир в определение личности.

Личность – это «Я» плюс капитал и наличность, вещи и недвижимость, экипаж, библиотека, связи, семья и т.д.

          Включение вещного мира в структуру личности или рассмотрение его как отдельной среды, влияющей на личность, - это терминологический вопрос, но он не отменяет самой проблемы:

          Личность                            вещный мир.

С одной стороны, это взаимодействие очевидно, т.к.:

1.  собственность человека, его вещи, отношение к ним дают информацию о психологических особенностях. По типу отношения к ним можно выделить типы:

¨  коллекционер;

¨  дачник;

¨  автомобилист;

¨  добытчик;

¨  широкая душа.

2.  Обладание вещью может влиять на образ «я». У некоторых людей невозможность обладания какой-либо вещью может порождать неуверенность в себе, усиливать комплекс неполноценности. Существуют исследования, которые показывают, что экономический статус семьи, материальное благополучие являются факторами развития интеллектуальных способностей, направленности (т.е. ведущей ценностной ориентации и мотивации).

3.  Собственность влияет на восприятие человека другими людьми. Собственность – это опосредованная оценка достижений человека, его успешности, адаптации к социальной среде.

¨  Богатый – успешный;

¨  Бедный – неудачник.

Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?

ü Как вообще можно оценить человека:

Слова;

Вещи;

Поступки;

Облик.

Первая современная российская работа по экономической психологии:

А.И.Китов. «Экономическая психология». М., 1987.

3 среды в личности:

q  Человеческая;

q  духовная;

q  вещная.

Если перевести это на традиционный психологический язык, то человек – это:

1)  индивид – носитель биологических и психофизиологических характеристик;

2)  субъект познания и общения;

3)  субъект производства, обмена, распределения, потребления.

Экономика: ставит акцент на отношения «человек – вещь», отрываясь от духовной сферы, вне которой эти отношения не существуют.