| 
 | (5) | 
Так как Тμ малая величина (Тμ<<1), можно приближенно записать:
| 
 | (6) | 
Структурная схема с оптимизированным контуром тока представлена на рис.2.

Рис.2. Структурная схема трехконтурной системы с оптимизированным
контуром тока
Используя структурную схему рис.2, осуществим настройку контура скорости на технический оптимум. В этом случае некомпенсируемой постоянной является постоянная времени ТμС=2Тμ, а компенсируемой является механическая постоянная двигателя ТМ.
Приравнивая передаточную функцию желаемой разомкнутой системы с настройкой на ТО (2) с учетом обозначений для контура скорости и передаточную функцию рассматриваемого контура скорости, получим:
| 
 | (7) | 
Откуда передаточная функция регулятора скорости, учитывая, что ТμС=2Тμ:
| 
 | (8) | 
В выражении (8) использовалась подстановка:
| 
 | (9) | 
где J – момент инерции двигателя кг·м2.
Получаем, что регулятор скорости состоит из усилительного звена, т.е. является пропорциональным (П-регулятором).
Настроив контур скорости на технический оптимум, с учетом преобразований получим передаточную функцию замкнутого контура скорости:
| 
 | (10) | 
На рис.3 представлена структурная схема трехконтурной системы с оптимизированным контуром скорости, настроенным на технический оптимум.

Рис.3. Структурная схема трехконтурной системы с оптимизированным
контуром скорости, настроенным на ТО
Некомпенсируемой постоянной времени контура положения, согласно рис.3 является постоянная ТμП=2ТμС=4Тμ.
Аналогично осуществим настройку контура положения на технический оптимум и определим параметры регулятора положения:
| 
 | (11) | |
| 
 | (12) | |
Получаем, что регулятор положения, как и регулятор скорости, состоит из усилительного звена и является пропорциональным (П-регулятором).
При пропорциональном регуляторе скорости точная обработка задающего сигнала будет осуществляться только при отсутствии нагрузки. Для точной обработки входного сигнала при наличии нагрузки следует применить пропоционально-интегральный регулятор скорости, т.е. настроить контур скорости на симметричный оптимум (СО).
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура с настройкой на симметричный оптимум [1]:
| 
 | (13) | 
Используя параметры структурной схемы рис.2, имеем:
| 
 | (14) | 
Из выражения (14) передаточная функция регулятора скорости учитывая, что ТμС=2Тμ:
| 
 | (15) | 
С учетом обозначения (9):
| 
 | (16) | 
При применении ПИ-регулятора в системе возрастет перерегулирование, для исключения которого на вход регулятора скорости (рис.4) ставится фильтр (апериодическое звено) с постоянной времени 4ТμС:
| 
 | (17) | 
 Рис.4. Структурная схема трехконтурной системы, с
оптимизированным
 Рис.4. Структурная схема трехконтурной системы, с
оптимизированным 
контуром тока и фильтром перед регулятором скорости
С применением фильтра передаточная функция замкнутого контура скорости с пропорционально-интегральным регулятором в результате преобразований имеет вид:
| 
 | (18) | 
Тогда структурная схема приобретает вид, представленный на рис.5.

Рис.5. Структурная схема трехконтурной системы с оптимизированным
контуром скорости, настроенным на СО
Отличие заключается в том, что настроив контур скорости на СО некомпенсируемой (малой) постоянной времени является уже не ТμП=2ТμС=4Тμ, а постоянная Т*μП=4ТμС=8Тμ.
Параметры регулятора положения в случае применения фильтра и ПИ-регулятора скорости определяются согласно (11)-(12):
| 
 | |||
| 
 | (19) | ||
Регулятор положения в этом случае также состоит из усилительного звена, значение которого в два раза больше и является пропорциональным (П-регулятором).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. На основании исходных данных рассчитать недостающие параметры.
3. На основании исходных данных рассчитать все параметры регуляторов.
4. Рассчитать передаточные функции замкнутой системы позиционирования, построить переходные процессы и сделать выводы.
5. Составить отчет по работе.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Параметры двигателя:
- номинальная частота вращения nН=1030 об/мин;
- сопротивление якоря RЯ=1,14 Ом;
- индуктивность якоря LЯ=0,014 Гн;
- момент инерции J=0,125 кг·м2;
- номинальное напряжение UН=220 В;
- номинальный момент МН=45,9 Н·м;
- номинальный ток IЯН=26 А;
- перегрузочная способность двигателя λ= IMAX/ IЯН=2,5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.