Предмет психологии личности. Личность и ее проявления. Ценностно-мотивационная сфера личности. Становление и развитие личности

Страницы работы

51 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Межрегиональная

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

(курс лекций для бакалавров, магистров)

                                          СОСТАВИТЕЛЬ:

канд. психол. наук  Колотий Н.Н.

Харьков 2004
РАЗДЕЛ 1

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Тема 1. Предмет психологии личности. Суть понятия «личность» в психологии

Человек – творение природы и обитель нескольких взаимопроникающих миров. По происхождению он – биологический организм, по профессии – носитель социальных ролей… Человек является одним из модулей иерархической структуры, возникшей на Земле вследствие склонности природы создавать в одном месте то, что она разрушила в другом… Человек – это частичка величественного храма, простоту и соразмерность которого, невзирая на замысловатость его отдельных элементов, можно охватить одним взглядом. Все его части соответствуют единому духу, но при этом каждая из них своеобразна. Именно так мы понимаем системную концепцию природы, являющуюся необходимым условием для познания человека.

Э. Ласло «Системная картина мира»

Объективные и субъективные сложности определения понятия «личность»

Психология личности - область науки, которая изучает закономерности становления и развития личности как субъекта жизнедеятельности.

На сегодняшний день не существует единой концепции личности, которая объясняла бы данный феномен во всей его многоаспектности, многоуровневости. Личность – понятие сложное для универсального определения, оно имеет широкую область употребления и не может быть «втиснуто» в одну из многочисленных теорий и концепций личности.

Раскрытие смысла данного понятия корректнее рассматривать не дефиниционно, а в соответствии с его ролью в теории личности и учетом социально-исторических условий, в которых зарождалось понятие «личность».

Дефиниция – от лат. definitio – краткое научное определение какого-либо понятия, существенных признаков предмета, явления.

Таким образом, объективные сложности в раскрытии понятия «личность» заключаются в социально-исторических условиях, оказывающих влияние на научную мысль в обществе, доминирование тех или иных взглядов на природу человека. Субъективные сложности заключаются в изменениях уровня сознания отдельного индивида, способности его воспринимать и принимать различные взгляды на функционирование личности, движущие силы развития личности. Изменения во взглядах на человеческую природу есть не что иное, как переход на качественно новый уровень развития, изживание старых форм и представлений о том или ином понятии, что является своеобразной проверкой временем. Поэтому важно рассматривать категорию «личность» в эволюционном плане, в системе качественных изменений научной мысли.

Остаются узловыми вопросы, связанные с критериями оценки теоретических подходов к пониманию личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер к основным критериям оценки теорий и концепций личности относят следующие: верификованность, внутренняя согласованность, эвристическая ценность, экономичность, широта, функциональная значимость.

Не менее важным остается вопрос и об эмпирической валидизации теорий личности, выбора научных подходов к изучению личности.

Г. Крайг приводит 4 этапа, которые необходимо выполнять в процессе проведения научного исследования:

1. Постановка проблемы (определение объекта исследования)

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления (попытка предсказать причины, которые вызывают интересующее явление)

3. Проверка гипотезы (сбор данных; анализ данных с использованием статистических критериев)

4. Формулирование выводов (формулирование заключений о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах на основе результатов предыдущего этапа)

Краткая характеристика теоретических подходов к пониманию сути понятия «личность».

Для понимания динамичности взглядов на понятие «личность» необходимо рассмотреть несколько наиболее содержательных направлений в теориях личности, которые рассматривают ее в различных аспектах.

1. Идеалистические теории

2. Теории типов (конституциональная теория)

3. Теории черт

4. Бихевиористические теории

5. Теории гештальт-психологии

6. Психодинамические и психоаналитические теории

7. Теории сознания

8. Экзистенциально-гуманистические теории

9. Теории социального научения

10. Когнитивные теории

11. Концепция личностных конструктов

12. Теории деятельности

13. Альтернативные концепции личности

1. Идеалистические теории

          Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность. Личность отождествлялась с развитием души человека, поэтому основные проблемы того времени концентрировались на вопросах о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосмосу. Общая особенность взглядов древних философов (Аристотеля, Платона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла и др.): источником процессов, происходящих в живом теле, является душа. Она и определяет уровень развития человека. Расхождения во взглядах древних философов заключались в том, что одни выдвигали гипотезу о божественном происхождении души, другие – утверждали, что сущность души исчерпывается движением и преобразованием материальных стихий.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
336 Kb
Скачали:
0