Лабораторная работа № 6
Расчет дорожной одежды не жесткого типа
Дорожная одежда – это верхняя часть земляного полотна, состоящая из одного или нескольких слоев дорожно-строительных материалов разной прочности. Для равномерного и плавного движения автомобилей и для передачи нагрузки от подвижного состояния на земляное полотно.
Выше лежащий слой не может превосходить по прочности ниже лежащий слой больше чем в 3,5 раза.
Дорожные одежды бывают: серповидные, корытные, полукорытные. В нашей работе был запроектирован серповидный тип дорожной одежды. Он строится на дорогах низших технических категорий, его основным и главным положительным качеством является простота в изготовлении, а отрицательным – повышенный расход дорожно-строительного материала.
Расчет числа проездов транспортного средства каждой марки в сутки:
Nm = Qгод/A*g,
где Qгод – годовой грузооборот, тыс. м3/год;
А – количество дней работы в году (210-280), в данном случае принимаем величину равной 250 дней/год;
g = 20 м3 (принимается равным для автомобиля МАЗ 509).
Nm = 336000/250*20 = 67 авто/сутки
Расчет интенсивности движения – это то количество автомобилей, которое пройдет по дороге за единицу времени:
Np = f полос**Sm сумарн.,
где fполос – коэффициент учитывающий число полос движения, для однополосной дороги = 1, для двухполосной = 0,55 (f полос = 0,55);
m – общее число марок транспортных средств (67 авто/сут);
Nm – число проездов транспортного средства каждой марки в сутки;
Sm сумарнм – суммарный коэффициент приведения на дорожную одежду всех колес транспортного средства каждой марки.
Np = 0,55*67*2,89 = 106,50 авто/сутки,
Требуемый общий модуль упругости одежды, можно рассчитать по формуле (Етр), мПа:
Етр = а+в*lg Np ,
где Nр– интенсивность движения, авто/сутки
а,в – коэффициенты, которые равны для автомобилей группы А (а = 65, в = 65), для легких автомобилей группы В (а = -5, в = 70), в данном случае а = 65, в = 65;
Log106,50 = 2,03,
Етр =65+65*2,03 = 196,95 мПа,
Полезную нагрузку необходимо сравнить с табличным значением, в данном случае для тяжелых автомобилей Етр должно быть не меньше 110 мПа, условие соблюдено, следовательно, можно проводить расчеты далее.
Расчетные значения прочностных характеристик: модуль упругости (Егр) для легкого суглинка равен 38 мПа.
Е гр/Енж = 38/130 = 0,29
Етр /верх.сл. = 89,7/350 = 0,26
Етр/верх.сл. = 196,99/350 = 0,56
h/D = 0,5/0,33 = 1,5
Расчет толщины дорожной одежды:
Нобщ = hнж+ hврх+hизноса ,
где hнж, hврх – толщина отдельных конструктивных слоев дорожной одежды, м (hнж = 0,5);
hизноса – слой износа, принимается равным от 0,03 до 0,10 м, делается из дорожно-строительного материала верхнего слоя.
Нобщ = 0,5+0,36+0,10 = 0,96 м
После проведенного расчета по толщине дорожной одежды, необходимо определить потребляемое количество дорожно-строительного материала.
Расчет необходимого объема дорожно-строительного материала на изготовление 1 км дорожной одежды:
Vниж.слоя = 1000*В0*hн.с.л.*Куп*Кпоперечн.проф,
где В0 – ширина проезжей части (зависит от категории дороги, в нашем случае категория дороги IIIЛ (6,5 м);
hнж = 0,5;
Куп = 1,15-1,25;
Кпоперечн.проф – для корытного = 1, полукорытного = 1,05-1,10, серповидного = 1,15-1,20, для категории IIIЛ берем серповидный.
Vниж.слоя = 1000*6,5*0,5*1,15*1,15 = 4298,13 м3 (песка крупного),
Vверх.слоя = 1000*6,5*0,36*1,15*1,15 = 3094,65 м3,
V = Vверх.слоя + hизноса
V = 3094,65 + 0,10 = 3094,75 м2
Далее необходимо составить схему дорожной одежды (рисунок 6.1).
Рисунок 6.1 – Схема дорожной одежды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.