Теория фирмы: совершенная и несовершенная конкуренция

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Теория фирмы:

совершенная и несовершенная конкуренция

Фирма в условиях совершенной конкуренции

в краткосрочном периоде

Основные характеристики

1.  На рынке множество производителей и потребителей.

2.  Продукт однородный (стандартный), потребителю все равно, у кого из производителей купить данный товар, а производителям все равно, кому этот товар продать.

3.  Обязательна ценовая конкуренция, она происходит за счет снижения издержек производства.

4.  Вход и выход на рынок свободный, информация о конкурентах полная (совершенная).

5.  Один производитель никак не влияет на цену на рынке, он соглашается с ценой, поэтому кривая спроса абсолютно эластична.

p

 

TR – общий (валовый) доход (выручка).

TR= p*Q

MR – предельный доход.

MR= DTR/DQ

MR показывает, сколько каждая дополнительная единица принесла в доходе.

AR – средний доход.

AR= TR/Q

Здесь используются два подхода:

·  сопоставление TR и TC

·  сопоставление MR и MC

1.  TR и TC

На 1 и 3 участке TC > TR, следовательно, фирма имеет убыток.

На 2 участке TR > TC, следовательно, фирма имеет прибыль.

В точках пересечения TR и TC фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. Она получает нулевую (нормальную) экономическую прибыль (точка безубыточности).

ТR1 лежит ниже, чем ТС, но выше, чем VC. Это случай минимизации убытков. Т.е. убытки фирмы меньше, чем ее постоянные издержки. Фирма полностью покрывает свои переменные издержки и какую-то часть постоянных.

ТR2 лежит ниже, чем VC.  Это случай закрытия фирмы. Не существует такого объема производства, при котором переменные издержки могут быть покрыты.

2.  MR и MC

р5

 

р4

 

р3

 

р2

 

р1

 

          Правило МС = MR – это правило максимизации прибыли и минимизации убытков. Исходя из этого правила, определяем оптимальный объем производства для фирмы. Отрезок кривой МС с 2 по 5 – это кривая предложения отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

1)  МС пересекает МR1 в точке 1,

      р1 = D1 = MR1 лежит ниже, чем минимум AVC (средние переменные издержки) – это случай, когда фирма не работает вообще.

2)  МС пересекает MR2 в точке 2

      р2 = D2  = MR2 = min AVC

          Фирма покрывает минимальные средние переменные издержки - min AVC, но не покрывает своих постоянных издержек – случай банкротства или закрытия фирмы.

3)  MC пересекает MR3 в точке 3

     АТС > D3 > AVC

      р3 = MR3  = D3

          Это случай минимизации убытков. Фирма покрывает все свои переменные издержки и часть постоянных.

4)  МС пересекает MR4 в точке 4

       р4 = MR4  = D4 = min АТС

          Это точка безубыточности, фирма полностью покрывает все свои издержки, имеет нулевую (нормальную) экономическую прибыль.

5)  МС пересекает MR5 в точке 5

      р5 = D5  = MR5 > ATC

          Фирма полностью покрывает все свои издержки и имеет прибыль.

Фирма в условиях совершенной конкуренции

в долгосрочном периоде

          Р = D = MR = ATC = MC

          Фирма получает нулевую экономическую прибыль; точка безубыточности и долгосрочного равновесия. Она показывает, что размеры фирмы оптимальны, фирма использует наилучшую из имеющихся технологий, эффективно распределяет свои ресурсы и производит наибольший объем продукции.

Если на рынке произойдет увеличение спроса (от D к D1) на данный товар (см. рисунок), то установившийся в отрасли уровень рыночных цен станет выше min АТС. У фирмы появится возможность получить экономическую прибыль; т.к. вход на рынок свободный, это привлечет приток новых фирм и ресурсов в отрасль, что приведет к увеличению долгосрочного рыночного предложения (S). В результате этого цена упадет до того объема, пока не восстановится уровень безубыточности, поэтому прекратится приток фирм и ресурсов в отрасль. Если произойдет сокращение спроса (D) и снижение уровня рыночной цены (р) ниже минимума АТС, то все произойдет наоборот.

Фирма в условиях  несовершенной конкуренции

Основные характеристики

1.  Значительная доля рынка у отдельного производителя.

2.  Наличие барьеров для проникновения в отрасль.

3.  Продукт дифференцирован (неоднороден).

4.  Нет доступной и полной информации о рынке и конкурентах.

5.  Кривая спроса нисходящая, подчинена закону спроса, так как отдельный производитель значим на рынке, и устанавливает сам цену на продукцию.

6.  Кривая предельного дохода MR лежит ниже, чем кривая спроса D. Ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что каждая дополнительная единица продукции не только приносит все меньше дохода, поскольку продается по все более низкой цене, но и сокращает доход на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Похожие материалы

Информация о работе