Теория фирмы: совершенная и несовершенная конкуренция, страница 2

7.  TR сначала увеличивается, доходит до максимума и затем убывает. Это связано со значениями эластичности кривой спроса по цене.

а)   Если отрезок кривой спроса эластичен, то цена падает, а количество растет большими темпами (TR зависит от Q).

б)  Если отрезок кривой спроса имеет значение единичной или пропорциональной эластичности, то TR не изменяется.

в)  Если отрезок кривой спроса неэластичен, то цена падает большими темпами, чем растет количество (TR зависит от Р и падает).

8.  Обязательно присутствует неценовая конкуренция.

Последствия несовершенной конкуренции.

1.  Недопроизводство товара.

2.  Стремление к завышению цен.

3.  Тенденции к получению большей экономической прибыли (p – ATC > 0).

Получение фирмой прибыли или убытка в условиях несовершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции действует правило MR=MC, которое показывает, сколько каждая дополнительная единица принесла в издержках с одной стороны и в доходах с другой стороны.

1.  MR=MC определяет точку оптимального производства Q для фирмы.

2.  Проводим перпендикуляр до кривой спроса и ATC и определяем уровень Р и  ATC.

3.  Возможны три ситуации, если:

а) Кривая ATC лежит выше D, ATC>p и TC>TR, следовательно, фирма в условиях несовершенной конкуренции имеет убыток.

TC=ATC*Q

TR=p*Q

б) Кривая ATC лежит на D, p=ATC и TR=TC, следовательно, фирма не имеет ни прибыли, ни убытков (точка безубыточности). Фирма получает нормальную или нулевую экономическую прибыль.

в) Кривая ATC лежит ниже D, p>ATC и TR>TC, следовательно, фирма имеет прибыль.

Рынок чистой монополии

1.  Один продавец на рынке.

2.  100% доля рынка.

3.  Продукт уникальный

4.  Вход в отрасль блокирован.

Естественные монополии – одна из разновидностей монополий, при которой единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.

Чем больше размеры фирмы, тем ближе она к 100% охвату рынка и тем ниже ее издержки производства. Рекордно низкие издержки производства служат естественным экономическим барьером для всех, кто стремится к вторжению в отрасль. Только в условиях чистой монополии возможно проведение ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это продажа одинаковых товаров и услуг разным группам покупателей по разным ценам.

Ценовая дискриминация I степени: это продажа каждой единицы продукции по цене ее спроса. Каждый покупатель заплатит максимальную цену, которую он может заплатить. Поэтому кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса. MR = D.

Ценовая дискриминация II степени: это практика скидок оптовым покупателям.

Ценовая дискриминация III степени: “бедные платят меньше”. Без снижения общемонопольной цены для основной массы клиентов льготной ценой привлекаются менее состоятельные группы, следовательно, расширяется общая клиентура.

Ценовая дискриминация первой степени представлена графически. Возможно три варианта: а) АТС > D=MR; б) АТС  = D=MR; в) АТС < D=MR.

 


Общий

доход

TR=P*Q (форма трапеции)

 


Общий

доход

TR=P*Q (форма трапеции)

 



Рынок монополистической конкуренции

1.  Продукт обязательно дифференцирован.

2.  Фирм на рынке много, и доля каждой невелика.

3.  Низкие барьеры для проникновения в отрасль.

4.  Присутствуют коммерческая тайна и неценовая конкуренция

5.  Каждый производитель имеет положение мини-монополиста. Хотя он контролирует лишь небольшую долю рынка, дифференциация товаров приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные сегменты. И на таком сегменте доля маленькой фирмы может стать очень большой.

Факторы дифференциации товаров (продуктов): различия в качестве, сервисе и рекламе.

Рынок олигополии.

1.  Однородный или дифференцированный продукт.

2.  На рынке действует несколько очень крупных фирм (3-8), которые занимают практически весь рынок.

3.  Барьеры для вступления в отрасль значительны, нужно обладать большой долей капитала.

4.  Фирмы-олигополисты взаимозависимы друг от друга.

Существует три разновидности олигополии:

1.  Нескоординированная олигополия: олигополисты не вступают в контакты друг с другом и не пытаются найти равновесие.

2.  Картель (тайный сговор): фирмы договариваются и объединяются между собой и устанавливают единые цены на рынке. Условия как при чистой монополии, фирмы присваивают монополистическую прибыль.

3.  Картелеподобная структура рынка: фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов и стремятся достичь равновесия в отрасли.