Система цен. Виды цен. Скидки с цены

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ТЕМА 6. СИСТЕМА ЦЕН

6.1. Виды цен

Для стоимостной оценки результатов и затрат используются различные виды цен. Однако, несмотря на их множество, все они между собой связаны: стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеется тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Выделяют следующие виды цен.

1. По сфере обслуживания национальной экономики:

а) оптовые цены – по ним промышленные предприятия или их посредники реализуют продукцию крупными партиями, не прибегая к услугам торговых розничных организаций;

б) розничные цены – цены продажи индивидуальному и мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. К розничным ценам также относятся отпускные цены на предприятиях общественного питания

в) закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию крупными объемами государству и предприятиям. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используют понятие «розничная цена»;

г) сметные цены – цены на продукцию строительства. Различают сметную стоимость строительного объема в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, за 1 м2 малярных работ и т.д.);

д) тарифы на услуги. В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т.е. тарифы на услуги для населения;

е) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг:

- экспортные цены – цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

- импортные цены – цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом.

2. В зависимости от государственного воздействия:

а) свободные (рыночные) цены – цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения. К ним относятся:

- цена спроса – складывается на рынке покупателя;

- цена предложения – указывается в официальном предложении продавца;

- цена производства – определяется на основе издержек производства с добавлением прибыли на авансированный капитал;

б) регулируемые цены – цены, устанавливаемые органами управления (правительством РФ, органами местного самоуправления), или цены, уровень которых ограничен соответствующими органами управления. К ним относятся

- предельные цены – выше которых предприятие не может устанавливать цену своей продукции;

- фиксированные цены – их изменение возможно только по решению органа, утвердившего их.

3. По способу фиксации в договоре поставки:

а) твердые цены – устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки. Такие цены обычно устанавливаются в договорах с небольшим сроком и в сделках с немедленной поставкой;

б) подвижные цены – в договоре предусмотрено, что цена может измениться, если к моменту поставки изменится рыночная цена;

в) скользящие цены – исчисляются в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений за период от момента подписания договора. Обычно устанавливаются в договорах с длительным сроком поставки. При подписании договора в этом случае фиксируется исходная цена и оговаривается ее структура – доля расходов на материалы, заработную плату, накладных расходов и пр. В общем виде формула скольжения выглядит так:

,

где     Ц1 – окончательная цена товара (объекта, услуги);

          Ц0 – базисная цена на дату заключения контракта;

          А, В, С, D – удельные веса элементов затрат на производство товара (сооружение объекта, оказание услуги), причем А + В + С + D = 1;

          В, С, D – удельные веса соответственно материальных расходов, расходов по заработной плате и транспортных расходов;

          А – прочие элементы цены;

          М1, М0 – текущие и базисные цены на сырье и материалы;

          З1, З0 – текущий и базисный уровни заработной платы;

          Т1, Т0 – текущий и базисный уровни транспортных расходов.

4. По способу получения информации об уровне цены:

а) публикуемые цены – сообщаются в специальных источниках информации (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов);

б) расчетные цены – применяются на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам (рассчитываются для каждого конкретного заказа).

5. В зависимости от вида рынка:

а) цены товарных аукционов – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на осмотренный покупателем товар (лот). Аукционная цена может многократно превышать рыночные цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства товаров.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
100 Kb
Скачали:
0